Червячная фреза
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАН И Е (и)933317
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ! (61) Дополнительное к авт. свнд-ву
Союз Советсник
Социалистичеснии
Рес убяин (5l)N. Кл.
В 2Э Г 21/16 (22)Заявлено 11.07.80 (21) 2978256/2 8 с присоединение(и заявки М
9кударотвеииый комитет
СССР ао авлаи изобретений и открьпий (23) Приоритет. (53) УДК 621.914. .6(088.8) Опубликовано 07.06 82. Бюллетень Рй 21
Дата опубликования описания 10.06„82
В. А. Мартыненко, Н. М. Мартыненко и С В. Василенко
1, °
Опытный завод N. 409 гражданской авиации . Бг&, (.;, (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ЧЕРВЯЧНАЯ ФРЕЗА
Изобретение относится к области металлообработки, в частности к металлорежушему инструменту для нареэания цилиндрических зубчатых колес.
Известна червячная фреза для нареS зания цилиндрических зубчатых колес с лунками вдоль вершинных режущих кромок, у которой лунки постоянной ширины, не превышающей высоту переходной кривой зуба колеса (галтель); расположенные по винтовой линии, совпадающей с винтовой линией стружечных канавок 1).
Недостатком этой фрезы является неравномерная загрузка зубьев, обусловленная кинематикой процесса эубофреэерования. Это ограничивает возможность повышения стойкости фрезы и производительности зубонареэания. ,Неравномерность загрузки вызывает повышенный износ наиболее загруженнътх зубьев, которыми по сути дела и определяется стойкость фрезы. Кроме того, неравномерность загрузки приводит к неравномерности фрезерования, что из-ва возникающих колебаний снижает качество нареэаемых колес.
11елью изобретения является повыше-. ние стойкости фрезы и производительности. эубонарезания.
Поставленная цель достигается тем, что в предложенной червячной Фрезе для нарезания цилиндрических зубчатых колес с лунками вдоль вершинных режущих кромок лунки выполнены переменной шт рины по одной или нескольким винтовым линиям, не совпадающим с винтовой линией стружечных канавок, а максимальная ширина лунок не превышает высоты переходной кривой зуба колеса (галтель).
На фиг. 1 изображена описываемая фреза; на фиг. 2 — вид на одну из гребенок фрезы по стрелке А на фиг. 1; на фиг. 3 — вид по стрелке Е на фиг. 2.
Фреза содержит зубья 1, на которых выполнены лунки 2 переменной. ширины 8, что обеспечивает на всех зубьях одинаковвую величину боковых режущих кромок Э.
Это необходимо для правильного профи933 лирования зуба колеса и упрощает получение лунок. Иэ условия неизменности рабочего (активного) участка профиля зуба нарезаемого колеса максимальная величина Ь не должка превьппать высоту переходной кривой зуба колеса (галтель).
Лунки 2 расположены по одной или нескольким винтовым линиям с углом наклона % (на фиг. 2 показано расположение по одной винтовой линии), которые не совпадают с винтовой линией стружечных канавок, имеющей угол наклона P . Конструктивные элементы лунок 2 выбираются, как и в прототипе из оптимальных условий резания вершинными режущими кромками 4 зубьев 1.
При расположении лунок 2 по одной или нескольким винтовым линиям, не совпадающим с винтовой линией стружечных канавок, вершинные режущие кромки 4 из-еа затылования сместятся относительно вершинных кромок зубьев беэ лунок на величину дК и будут находиться на одной или нескольких конических поверхностях с углом 9. Величина угла 7 выбирается в зависимости от принятого закона перераспределения нагрузки между зубьями (выравнивание толщин срезаемых слоев, объемов и т.д.).
Выполняются лунки следующим образом.
После заточки фрезы по передней поверхности 5 с заданным углом наклона стружечных канавок ф шлифовальный круг поднимается и устанавливается на глубину, не превышающую высоту переходной кривой зуба колеса (галтель).
Затем эаточный станок перестраивается для заточки винтовой канавки с углом наклона ь, и производится заточка лунок так же, как обычная заточка по передней поверхности 5.
При нарезанин зубчатых колес предлагаемой фрезой первые вступающие в резание зубья 1, на вершийные режущие кромки 4 которых по кинематике зубофреэерования в прототипе приходится
317 4 наибольшая нагрузка, срезают вершинными кромками 4 в силу расположения их по конусу с углом уменьшенные слои металла. Оставшиеся .несрезанными слои металла удаляются последующими зубьями, вершинные кромки которых по кинематике зубофрезерования в прототипе загружены меньше.
Таким образом, при нарезании зубчатых колес фрезой загрузка зубьев перераспределяется и выравнивается, что уменьшает износ максимально нагруженных зубьев и позволяет увеличить производительность зубонарезания.
Боковые режущие кромки 3 работают так же как в прототипе, а благодаря смещению по окружности вершинных режущих кромок 4 относительно боковых 3 фрезерование будет более плав20 ным — режущие кромки вступают в работу со смещением по углу поворота. Стружка, среэаемая боковыми 3 и вершинными кромками 4, разделена, что уменьшает ее деформацию, работу резания и увели25 чивает стойкость фрезы.
Формула изобре тения зо Червячная фреза для нарезания цилиндрических зубчатых колес с лунками вдоль вершинных режущих кромок, о т— личающаяся тем,что,сцелью повышения стойкости фреэы, лунки выполнены переменной ширины по одной или нескольким винтовым линиям, не совпадающим с винтовыми линиями стружечных канавок, а максимальная ширина лунок не превышает высоту переходной кривой
4» зуба обрабатываемого .колеса.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Мартыненко В. А. Червячные модульные фреэы с лункой. "Станки и инструмент", 1979, М 10, с. 13 - 14 (прототип) .