Червячная фреза
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советсиик
Социапистичесиин
Респттбпик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
<ш933318 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 10. 10. 80 (21) 2991036/25-08 (53)lVL. Кл.
В 23 F 21/16 с присоединением заявки № Гкударстваивй квинтет
СССР (23) П риоритет (53) УДК621.9.
025 (088 8) ае дмаи нзобретеннй н отннытнй
ОпУбликовано 07. 06. 82. Бктллетеиь ¹ 21
Дата опубликования описания 07.06.82
В.ФЛ1аповалов, А. К.Сидоренко, Г.Г.Иноз ев, А. Д.Коновалов и П.M.Êóëà÷êo
1 (72) Авторы изобретения
Краматорский научно-исследовательский и"- проектнотехнологический институт и--Нова-.Краматорски машиностроительный завод (71) Заявители (54) ЧЕРВЯЧНАЯ ФРЕЗА
Изобретение относится к области обработки металлов резанием, в частности к инструментам для нарезания зубьев зубчатых колес, преимущественно крупного модуля.
Известна однозаходная червячная фреза "Победа", состоящая из двух конусных корпусов, разделенных дистанционным кольцом, с винтовыми вы— ступами одного направления, в пазах которого закреплены зубья, имеющие в 2-6 раз меньшие размеры, чем зу.бья стандартных фрез 111.
Недостаток такой фрезы заключается в том, что она имеет не двадцатиградусную схему станочного зацепления с изделием и поэтому не универсальна. Каждая фреза может обрвбатывать только определенный диапазон чисел зубьев.
Возможно выполнение такой фрезы двухз аходной .
Недостатками двухзаходн и фрезы являются ограниченная применяемость по числу нарезаемых зубьев, наличие нескольких шпоночных пазов в каждом корпусе фрезы и двухкорпусная конструкция инструмента, что вносит дополнительные погрешности
5 в форму нарезаемых зубьев колеса из.-.за несоосности посадочных отвер-, стий обоих корпусов.
Целью изобретения является обес10 печение универсальности инструмента, имеющего уменьшенные относительно стандартных фрез размеры режущих элементов зубьев, а также упрощение конструкции и повышение точ15 ности работы инструмента.
Поставленная цель достигается тем, что в предложенной фрезе винтовые выступы выполнены коничес—
20 кими в противоположном друг другу направлении, причем начала выступов с наименьшими диаметральными размеоами размещены у противоположных
3 9333 торцов фрезы, а величина углового смещения определяется как где 6 — угол смещения начала эа- 3 ходов фрезы; половина угловой толщины зуба по окружности нижней граничной точки эвольвенты; угловой шаг зубьев колеса; число зубьев обрабатываемого колеса; центральный угол, соответствуниций расстоянию от межосевого перпендикуляра до точки пересечения станочной линии зацепления с окружно- стью нижней граничной точки эвольвенты.
На фиг. показана фреза; на фиг.2 то же вид сбоку.
Фреза содержит корпус 1, на котором нарезаны винтовые выступы, образующие конусы которых направлены в противоположные стороны: первый заход — А и второй заход — Б. Резцы 2 и 3 закреплены в пазах винтовых выступов Б и А пружинными лепестками 4 и крепежными штифтами 5. Зубья обрабатываемого колеса 6 предварительно нарезаны черновой че! вячной фрезой °
В процессе нареэания резцы 3 выступа А первого захода взаимодей35 ствуюч в одной впадине с обрабатываемыми правыми боковыми поверхностями П зубьев колеса 6 вдоль станочной линии зацепления В Е, а резцы
2 выступа Б. второго захода одновременно взаимодействуют во второй впадине с левыми боковыми говерхностями Л нареэаемого колеса 6 вдоль станочной линии зацепления ВЕ. Через один оборот. заготовки заходы меня43 ются впадинами, если число зубьев колеса не кратно числу заходов фреэы.
Обеспечивается полная обработка колес с числом зубьев, не кратным числу заходов фреэы. Для колес с числом зубьев, кратным числу заходов фрезы, необходимо после первого прохода фреэой повернуть колесо на один угловой шаг,зубьев и провести еще один проход.
Предлагаемая червячная фреза позволяет осуществить двадцатиградусную схему обработки резцами, имеюФормула изобретения
Червячная фреза для нареэания преимущественно крупномодульных зубчатых колес, выполненная с двухэаходными коническими винтовыми выступами, начала которых смещены друг относительно друга, содержащая резцы с профильным углом 20о, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что,с целью обеспечения универсальности инструмента, винтовые выступы выполнены коническими в противоположном друг другу направлении, причем начала выступов с наибольшими диаметральными размерами размещены у противоположных торцов фрезы, а величина углового смещения определяется из соотношения где 9 —. угол смещения начала захода;
2 — число зубьев обрабатываемого колеса; — половина угловой толщины зуба по окружности нижней граничной точки эвольвенты; — угловой шаг зубьев колеса; ра — центральный угол, соответ— ствующий расстоянию от межосевого перпендикуляра до точки пересечения станочной линии зацепления с окружностью нижней граничной точ ки эвольвенты.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе !. Сидоренко А.К. Особенности изготовления крупномодульных колес.
И,, "Машиностроение", !976 (прото— тип).
50!
8 ф щими в 2-6 раз меньшие размеры, чем известные червячные фрезы. !
Экономическа целесообразность предложенной конструкции заключаетс я в сокращении номерклатуры используемых известных фрез "Победа" в
6 раз по каждому иэ модулей, так как вместо шести типоразмеров фрез для колес 2 =24-!98 можно использовать одну предложенную фрезу с профильным углом зубьев d,=20". Кроме того, повышается качество зацепления и долговечность сопрягающихся колес зубчатой пары, особенно закаленных, так как оба колеса нарезаются одной и той же фрезой.
93331 8
Составитель А.Гадатепов
Редактор Л.Утехина Техред N.Надь. Корректор М. Шароши
Заказ 4021 16 Тираж 1153 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, И-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4