Способ корректировки положения автомобильных фар с асимметричным световым лучом и устройство для его реализации

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е,933502

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советски и

Социалистические

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (51)M. Кл. (22)Заявлено 14.10.80 (21) 2990906/27-11 с присоединением заявки,яв

S 60 Q 1/1О

Веударетвеиный квмитет

СССР в азиев нзееретеинй. и етерытий (23) Приоритет

Опубликовано 07.06.82 ° Бюллетень М 21

Дата опубликования описания 07.06.82 (53) УДК 629.1..o6(O88.8) (72) Авторы изобретения

Л.Г. Новаковский, К.М. Левитин и И.А. Буйцистр -1

1

Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильного электрооборудованйя и автоприборов.(71) Заявитель (54) СПОСОБ КОРРЕКТИРОВКИ ПОЛОЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ

ФАР С АСИММЕТРИЧНЫМ СВЕТОВЫМ ЛУЧОМ И УСТРОЙСТВО

ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Изобретение касается автомобильного освещения, обеспечивающего безопасность движения.

Известно устройство для корректировки положения оптического элемента фары транспортного средства, содержащее узел поворота элемента фары,связанный кинематически с рулевым управлением транспортного средства (1 ).

Такое устройство обеспечивает корректировку положения оптического элемента фары лишь при движении на поворотах.

Наиболее близкими к предлагаемым способу и устройству для его реализации являются способ и реализующее его устройство для корректировки положения автомобильных фар с асимметричным световым лучом.

Известный способ корректировки положения автомобильных фар с асимметричным световым лучом заключается в том, что определяют изменение положения кузова автомобиля относительно дорожного полотна и рассогласование между ориентацией оптического элемента фары и положением кузова автомобиля с последующей отработкой путем поворота оптического элемента фары.

Устройство для реализации известного способа содержит датчики положения кузова автомобиля, выходы которых подключены к входу узла сравнения, соединенного выходом с исполнительным механизмом, связанным с фарой f2).

Такой способ и устройство для его реализации не обеспечивают сохранение безопасной дальности видимости при

15 уменьшении ослепленности, так как при изменении ориентации оптического элемента фары, которое осуществляется смещением оптической оси оптичес20 кого элемента фары в вертикальной плоскости, смещается в вертикальной плоскости положение светотеневой границы Европейского светораспределения (режим ближнего света). При

3 933502 этом в зависимости от профиля дороги может или увеличиваться, или уменьшаться угол, образованный оптической осью фары и плоскостью дороги, вследствие чего будет смещаться соответственно либо вверх, либо вниз светотеневая граница.

При смещении вниз светотеневой границы уменьшается высвечиваемый участок дороги, что приводит к умень- 1в шению ослепленности водителей встречного транспорта и к резкому уменьшению дальности и видимости.

При смещении вверх светотеневой границы дальность видимости будет сохраняться или несколько увеличиваться, однако при этом будет происходить резкое увеличение освещен» ности в направлении ослепления.

Цель изобретения — уменьшение ослепленности при сохранении дальности видимости

Для этого поворот оптического элемента фары осуществляют вокруг оси его симметрии. яз

Для реализации предлагаемого способа в известном устройстве для корректировки положения автомобильных фар с асимметричным световым лучом исполнительный механизм содержит тела качения, установленные в

П-образных кронштейнах, смонтированных на отбортовке оптического элемента фары, кинематически связанные с узлом сравнения, и направляющие с ограничивающими упорами,рас3S положенные на корпусе фары и сопряженные своими внутренними поверхностями с телами качения.

На фиг. 1 изображена кинематичес40 кая схема устройства для корректировки положения автомобильных фар с асимметричным световым лучом; на фиг. 2 - автомобильная фара, вид спереди; на фиг. 3 - сечение А-А

45 фиг.2; на фиг. 4 - вид Б фиг.3; на фиг.5 зависимость изменения освещенности е направлении ослепления при повороте оптического элемента вокруг

его оси симметрии (точка В 50 L на

Европеиском измерительном экране); на фиг. 6 зависимость изменения освещенности в направлении максимальной дальности видимости (точка

75 R на Европейском световом экране).

Схема устройства содержит (см. фиг.1) датчики 1 и 2 положения кузова, выходы которых подключены к вхо-.

4 ду узла 3 сравнения, соединенного с исполнительным механизмом 4, шток 5 которого шарнирно связан через шаровую опору 6 (см.фиг. 1,2 и 3) с кронштейном 7, закрепленным на оптическом элементе 8 фары. Последний снабжен тремя П-образными кронштейнами 9, в пазах которых на осях 10 установлены тела 11 качания (например, радиальные подшипники), сопряженные с внутренней поверхностью направляющих 12 корпуса фары, например пылеотражателя 13 с ограничивающими радиальными упорами 14 и винтами 15 первоначальной регулировки.

Способ осуществляется следующим образом.

При движении по неровному участку дороги (см.фиг.1) датчики 1 и 2, определяющие положение кузова, формируют соответствующие сигналы на выходе узла 3, который анализирует рассогласование между положением предварительно сориентированного элемента 8 и положением кузова и формирует в свою очередь управляющий сигнал, подавая его на вход механизма 4, шток которого, шарнирно соединенный через опору 6 с кронштейном 9 элемента 8 фары (фиг.2, 3 и 4), поворачивает последний вокруг оси его симметрии на угол, обеспечивающий оптимальные условия видимости. Из графика, приведенного на фиг.5, видно, что такой поворот уменьшает величину освещенности в направлении ослепления и увеличивает (см.фиг.6) освещенность в направлении, характеризующем дальность видимости. Это происходит потому, что при повороте оптического weмента. фары вокруг оси его симметрии светотеневая граница (режим ближнего света) поворачивается против часовой стрелки в случае правостроннего движения (либо по часовой стрелке в случае левостороннего движения), уменьшая высвечиваемую площадь левой стороны дороги.

Это исключает попадание света в зону, характеризующую положение глаз водителей встречных транспортных средств, увеличивает освещенность площади правой стороны дороги,так как положение правой части свето- . теневой границы будет в этом случае составлять с горизонтальной линией

Н-Н Европейского измерительного экрана для фар с асимметричным саето5 9335 вым лучом значение больше 15 градусов на величину поворота оптического элемента, что вызовет. некоторое увеличение видимости в этой зоне дороги. S

Устройство для корректировки положения автомобильных фар с асимметричным световым лучом, содержащее механизм 4 с подвижным элементом 8 фары, имеющей пылеотражатель 13 работает 1о следующим образом.

Сигнал, равный величине рассогласования между положением кузова автомобиля относительно дороги и положением предварительно сориентированного элемента 8, поступает с узла 3 на механизм 4, шток 5 которого, перемещаясь вниз, поворачивает элемент 8, шарнирно соединенный с ним через опору 6 и кронштейн 9, за счет перекатывания равномерно по окружности тел 11, установленных в

П-образных кронштейнах, укрепленных на отбортовке отражателя элемента 8 по внутренней поверхности направ- . 25 ляющих пылеотражателя 13 фары, на угол, соответствующий оптимальному значению дальности видимости и ослепленности, создаваемой фарой. 8о

:избежание повреждения устройства зо корректировки положения автомобильных фар при попадании автомобиля на. локальную неровность дороги, превышающую допустимые значения поворота элемента 8, угол его поворота з вокруг оси симметрии ограничен упорами 14, При въезде на ровный участок дороги элемент 8 поворачивается в исходное положение, определенное началь.— ной регулировкой фары винтами 15, вследствие перемещения штока механизма 4 вверх. Это происходит иэ-за постепенного уменьшения значения сигнала рассогласования, поступающего на механизм 4 с выхода узла

Предлагаемое устройство позволяет в отличие от известных систем корректировки обеспечить высокий уровень безопасности движения в темное время суток, за счет поворота оптического элемента вокруг его оси симметрии, т.е. за счет выбора более рационального изменения ориентации светотене" вой границы и создания при движении оптимального светораспределения.

SS

Это дает экономический эффект, обусловленный уменьшением числа дорожнотранспортных происшествий ночью,а

02 6 также повышает рентабальность ночных перевозок благодаря улучшению условий видимости.

В настоящее время в СССР на автомобилях не применяются динамические корректоры фар, но в ряде случаев используется статическая корректировка положения оптического элемента в зависимости от изменения нагрузки на заднюю ось. Однако с ростом автомобилизации и увеличением автомобильных перевозок введение средств, корректирующих положение автомобильных фаз, становится актуальной задачей.

Предлагаемые способ и устройство не только позволяют решить поставленную задачу, но и в отличие от известных зарубежных образцов повышают эффективность использования корректирующих устройств вообще.

Формула изобретения

1. Способ корректировки положения автомобильных фар с асимметричным световым лучом, заключающийся в том, что определяют изменение положения кузова автомобиля относительно дорожного полотна и рассогласование между ориентацией оптического элемента фары и положением кузова автомобиля с последующей отработкой путем поворота оптического элемента фары, о т л и ч а ю щ и и .с я тем, что, с целью уменьшения ослепленности при сохранении дальности видимости,поворот оптического элемента фары осуществляют вокруг оси его симметрии, 2. Устройство для корректировки положения автомобильных фар с асим- метричным световым лучом, содержащее датчики положения кузова автомобиля, выходы которых подключены к входу узла сравнения, соединенного выходом с исполнительным механизмом, связанным с фарой, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что исполнительный механизм содержит тела качения. установленные в П-образных кронштейнах, смонтированных на отбортовке оптического элемента фары, кинематически связанные с узлом сравнения, и направляющие с ограничивающими упорами, расположенные на корпусе фары и сопряженными своими внутрен-.

7 933502 ними поверхностями с телами качения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент CSA 11 3939339, кл. В 60 Q 1/10, 17.02.76.

2. Патент Франции И 2182565, кл. В 60 Q 1/10, 11,01.74 (прототип).

933502

1 Ю 7 д У 1О 11 12 13 и t5 ос

Фиг. Х

ВНИИПИ Заказ 4067/25 Тираж 718 Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4