Способ и устройство разъемного соединения ошиновки алюминиевого электролизера

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

CoIo3 Соеетеиет»

Соцнвлиетнчесии»

Республик

«»933809 (61) Дополнительное к авт. свнд-ву (22)Заявлено 23 ° 07.80 (21) 2966763/22-02 (51)М. Кд. с присоеаинениеьт заявки ¹(23)Приоритет

С 25 С 3/16

Гоеударетвсниый квинтет

СССР ао делен изобретений н етврыт»11

Опубликовано 07. 06. 82. Бюллетень № 21 (53) УД К 669. 712.. 72 (088. 8) Дата опубликования описания 07.06.82 и

A.Ï.Påïêî, Н.С.Матвеев, В.Я.Бабич, А.М.Гер симов и С.Ф.Кузнецов т т % -;

l (72) Авторы изобретения (71) Заявитель

Братский ордена Ленина алюминиевый завод (54) СПОСОБ И УСТРОЙСТВО РАЗЬЕИНОГО

СОЕДИНЕНИЯ ОШИНОВКИ АЛЮ 1ИНИЕВОГО

ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА

Изобретение относится к электролитическому производству алюминия и может быть использовано в производстве алюминия электролизом расплавленных солей на электролизерах с Верх- . ним токоподводом.

Известен неразъемный способ соединения ошиновки путем сварки 11 g.

Недостатком сварного соединения является сложность и трудоемкость качественной сварки ошиновки в услови1О ях воздействия на сварочную дугу магнитного поля ошиновки. Это обуславливает увеличенный перепад в контакте и непроизводительный расход электроэнер15 гии. Сварка во второй и последующих кампаниях еще больше затруднена, так как приходится отрезать стыковочные участки шин и применять накладки.

Известен также способ разъемного соединения ошиновки алюминиевого электролизера, согласно которому электрический контакт между соединяемыми шинами обеспечивается множеством точечных контактов, создаваемых насечкой на пластине электропроводного материала, вдавливаемой в материал шин P2).

11эвестно устройство разъемного соединения ошиновки алюминиевого электролизера, в котором между шинами размещаются пластины с насечкой и последующим меденением стали, предназначенные для обеспечения малого переходного сопротивления.

Устройство выполнено в виде прижимных пластин, размещенных параллельно боковым поверхнсстям ошиновки, стягиваемых 3-мя шпильками, вынесенными. за пределы ошиновки. Под гайки проложены тарельчатые пружины. При стягивании прижимньх пластин насечки омедненными граням врезаются в шины, разрушая окисную пгенку, и создают условия, улучшающие электрический контакт 1 2).

Недостатком известного разъемного соединения является сложность конст. 93380 рукции и неравномерное сжатие ошиновки прижимными плитами, так как стяжки расположены вне площади шин. При стягивании краевые участки, прилегающие к шпилькам, сжимаются сильнее средних (из-за выгиба плит) и тем самым создается ограниченная плсмцадь надежного контакта.

Следы насечек на ошиновке после первого прижима в последующем не 1О обеспечивают плотного врезания насеч" ки в шину, что создает условия воздействия агрессивной среды на контактирующие поверхности, снижая надежность контакта. Применение тарельчатых пружин удорожает известное разъемное соединение.

Цель изобретения - снижение пе реходного сопротивления и повышение стабильности электрического контакта во времени, защита соединения от воздействия агрессивной среды, упрощение конструкции и обеспечение равномерного давления на контакт:

Поставленная. цель достигается тем, что согласно способу, включающему передачу электрического тока между соединяемыми шинами через точечные контакты электропроводного материала, твердость которого выше зо твердости материала шин, под .действием сжимающих усилий, на контактные поверхности соединяемых шин наносят слой консистентной смазки с наполнителем из металлических опилок, например железных, в соотношении 1:71:2.

В качестве наполнителя используют металлические опилки с крупностью частиц 0,5-3, 0 мм.

Для осуществления способа используют устройство разъемного соединения ошиновки алюминиевого электролизера, содержащее соединяемые шины, две прижимные пластины, параллельные контактным поверхностям шин, и винтовое соединение, создающее давление в контактном слое, причем обе пластины закреплены на основании устройства, причем одна снабжена винтовой парой, передающей усилие на упор, а другая — 5о шайбой, расположенной соосно упору.

На фиг.1 представлена схема предлагаемого устройства; на фиг.2 - то же, вид сбоку.

Слой консистентной смазки 1 нанесен на контактные поверхности шин ошиновки 2. Устройство состоит из основания 3, служащего для крепления

9 4 прижимных пластин 4, на одной из которых размещена гайка 5 с винтом 6, имеющим шаровую опору 7, которая воздействует на упор. 8, контактирующий в свою очередь с ошиновкой 2, а вторая пластина снабжена шайбой 9, расположенной соосно с упором 8, причем пластины соединены между собой, например стяжкой 10 и листом 11.

Шины сжимают винтовым устройством.

При сжатии консистентная смазка Bbl давливается из межшинного пространства, одновременно заполняя зазоры и пустоты, а опилки, испытывая трение о поверхность шин, тормозятся, врезаясь в более мягкий материал ошиновки, разрушают окисную пленку, снижая переходное сопротивление . Кон-систентная смазка, заполняя зазоры и неровности, надежно защищает поверхность контакта от внешних воздействий агрессивной среды и воздуха, стабилизируя его so времени.

Испытания способа и макета устройства при проектной плотности тока проведены в лабораторных условиях.

Макет устройства обеспечивает давление в соединении равное 6 кг/см .

При этом перепад напряжений в контакте не превышает 4-5 мВ, На действующих электролизерах перепад в контакте колеблется от 6 до 70 мВ.

Ожидаемый экономический эффект от реализации изобретения - 20,5 тыс. руб год на корпус. Кроме того, достигается снижение трудозатрат на монтаж и демонтаж соединения ошиновки. формула изобретения

1. Способ разъемного соединения ошиновки алюминиевого электролизера, включающий передачу электрического тока между соединяемыми шинами через точечные контакты электропроводного материала, твердость которого выше твердости материала шин, под действием сжимающих усилий, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью снижения и стабилизации переходного сопротивления, защиты соединения от воздействия агрессивной среды, на контактные поверхности соединяемых шин наносят слой консистентной смазки или пасты с наполнителем иэ металлических опилок в соотношении от 1:7 до 1:2.

5 933809 d

2. Способ по п. l, о т л и ч а ю - мерного давления на контакт, обе шийся тем, что в качестве напол- пластины закреплены на основании устнителя используют металлические ройства, причем одйа снабжена винто" опилки с крупностью частиц от 0,5 до вой парой, передающей через шарнир

3,0 мм. 5 усилие на упор, а другая - шайбой, 3. Устройство разъемного соедине- расположенной соосно упору. ния ошиновки алюминиевого электролизера, содержащее соединяемые шины, Источники информации, две прижимные пластины, параллельные принятые во внимание при экспертизе контактным поверхностям шин, и винто- 10 1. Справочник металлурга по цвет" вое соединение, создающее давление в ным металлам. Производство алюминия. контактном слое, о т л и ч а ю щ е - .М., "Металлургия", 1971, с.222-223. е с я тем, что, с целью упрощения 2. Авторское свидетельство СССР

его конструкции и обеспечения равно- 8 572091, кл. С 25 С 3/16, 1975.

Составитель А.Костин

Редактор В.Бобков Техред 3. фанта Корректор И.Иуска

Заказ 3872/ll Тираж 686 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", r.Óæãoðîä, ул.Проектная, 4