Устройство для предотвращения торцевого износа деталей турбобура

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(Ä)933923

ОП ИСАЙ ИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 24.09.80 (21) 2986590/22-03 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) M Кл з

Е 21 В 4/02

Гаеяйрстаелкык камитет

СССР (53) УДК 622.243. .92.05 (088.8 ) Опубликовано 07.06.82. Бюллетень № 21

Дата опубликования описания 07.06.82 по делам лаабретелий и аткрытий (72) Авторы изобретения

С. В. Величкович, В. М. Шопа, И. В. Бубняк, 3. Д. Червак и А. П. Главач (71) Заявители (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ

ТОРЦОВОГО ИЗНОСА ДЕТАЛЕЙ ТУРБОБУРА

Изобретение относится к бурению нефтяных и газовых скважин и предназначено для преимущественного использования в турбобурах.

Известно устройство для предотвращения износа турбины турбобура, включающее предохранительные опоры, установленные в каждой секции турбобура с абсолютной величиной зазора в. опоре меньше суммарного осевого зазора турбины данной секции. Разница между зазорами в опоре, ус.тановленной в секции, и в опоре шпинделя определяет допустимый износ последней (1).

Недостатком такого устройства является то, что отсутствует сигнал о предельном износе опоры, в результате чего возможен ее дальнейший износ.

Известно также устройство для предупреждения износа деталей турбобура, включающее установленные в корпусе и на валу турбобура втулки и установленный в корпусе на срезных элементах фиксатор (2) .

Недостатком известного устройства является низкая эффективность и ненадежность срабатывания из-за зашламования пазов частицами быстроизнашивающегося элемента, а также наличие в нем деталей разового пользования.

Целью изобретения является повышение надежности и упрощение конструкции устройства.

Эта цель достигается тем, что втулки имеют радиальные пазы, смещенные один относительно другого по высоте и на величину допускаемого люфта отработанного турбобура, а фиксатор выполнен в виде подпру10 жиненного шарика, размещенного в радиальном пазу одной из втулок.

На фиг. 1 схематически изображен шпиндель турбобура с установленным в нем устройством; на фиг. 2 — узел 1 на фиг. 1; на фиг. 3 — устройство в момент фиксации.

Устройство состоит из внутренней втулки 1 с пазами 2, установленной на валу 3 турбобура, наружной втулки 4 с пазом, установленной в корпусе 5 турбобура, и фиксатора в виде шарика 6 с пружиной 7, раз20 мещенных в пазу втулки 4.

Для удобства монтажа и демонтажа устройства служит тонкостенная обойма 8.

Работа устройства осуществляется следующим образом.

933923

Формула изобретения

11ормально собранный шпиндель турбобура с установленным в нем устройством для предупреждения торцового износа деталей турбобура подсоединяют к нижней секции турбобура и спускают в скважину.

Г!ри работе турбобура происходит износ радиально-упорной опоры, смонтированной в шпинделе, и люфт турбобура увеличивается.

Когда люфт турбобура увеличивается свыше допускаемых пределов турбинки роторов и статоров.входят в соприкосновение и происходит их интенсивный торцовой износ. Чтобы этого не случилось необходимо остановить турбобур, что осуществляется с помощью предложенного устройства. В результате наличия устройства для предупреждения торцового износа деталей турбобура увеличение осевого люфта турбобура обеспечивает осевое перемещение внутренней втулки 1 относительно наружной 4 до тех пор, пока шарик 6 фиксатора не окажется на одном уровне с пазом 2 внутренней втулки 1. Под действием пружины 7 шарик 6 делает перескок из отверстия наружной втулки 4 в паз 2 внутренней втулки 1, но так как целый шарик войти в паз 2 не может из-за его малой глубины, то он оказывается частично во внутренней втулке, а частично — в наружной, при этом турбобур останавливается. Поднятый из скважины турбобур отправляется на ремонт.

Такое выполнение устройства для предотвращения торцового износа деталей турбобура обеспечивает надежную и эффективную остановку его при достижении наперед заданной величины осевого люфта, чем обеспечивается исключение торцового износа роторов и статоров турбобура.

Устройство для предотвращения торцового износа деталей турбобура, включающее установленные в корпусе и на валу турбобура втулки и фиксатор, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и

1з упрощения конструкции устройства, втулки имеют радиальные пазы, смещенные один относительно другого по высоте на величину допускаемого люфта отработанного турбобура, а фиксатор выполнен в виде подпру20 жиненного шарика, размещенного в радиальном пазу одной из втулок.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

2s № 335360 кл Е 21 В 4/02 1970

2. Авторское свидетельство СССР № 369238, кл. Е 21 В 4/02, 1970 (прототип).

BHHHrlH Заказ 3838/16

Тираж 623 Подписное

Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4