Способ повышения износостойкости асбофрикционных материалов фрикционных пар тормозов и муфт сцепления транспортных средств

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАЫИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик >934071 (61) Дополнительное к авт.,свид-ву .№ 637571 (22) Заявлено 04.04.77 (21) 2472065/25-27 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет— (51) М. Кл з

F 16 Р 69/00

Гееудеретвеииий кемитет

СССР

Опубликовано 07.06.82. Бюллетень №21 ие лелем иэейретеиий и еткрытий (») УДК 621-597 (088.8 ) Дата опубликования описания 07.06.82

В. М. Горюнов, А. П. Бегиджанова,.С. Г. Борис<щ, E. В. Зиновьев, С. П. Козырев, И. А. Кузьменко, А. Д. Левитанус, В. 8. Т1озинякав»

А. Б. Родин и А. В. Чичфадзе

1 (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ

АСБОФРИКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ФРИКЦИОННЫХ ПАР

ТОРМОЗОВ И МУФТ СЦЕПЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тормозных устройствах и муфтах сцепления.

По основному авт. св. № 637571 извес-. тен способ повышения износостойкости асбофрикционных материалов фрикционных пар тормозов и муфт сцепления, состоящий в том, что в рабочую зону пары трения подают азотноуглекислую смесь в виде выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания.

Выхлопные газы, получаемые. в результате, сгорания топлива в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания транспортного средства, через систему трубопроводов подают в корпус фрикционного узла тормоза или муфты и, с целью вытеснения воздуха, поддерживают избыточное давление упомянутых газов 11).

Однако выхлопные газы подаются в зону трения с продуктами неполного сгорания топлива, что снижает эффективность влияния газовой среды на повышение износостойкости асбофрикционных материалов.

Кроме того, температура выхлопных газов, поданных в зону трения может превышать допустимую температуру, при которой

2 слабо развиваются основные физико-химические явления, влияющие на скорость деструкции связующего (каучук, смола), входящего в состав асбофрикционных материалов.

Цель изобретения — повышение эффективности влияния газовой смеси на фрикционные свойства асбофрикционных материалов.

Указанная цель достигается тем, что смесь выхлопных газов перед подачей их в рабочую зону каталитически нейтрализуют, прй этом перед нейтрализацией смесь фильтруют от продуктов неполнбго сгорания, а после нейтрализации охлаждают до температуры, не превышающей температуру термоокислительной деструкции связующего ac1s бофрикционного материала.

Выхлопные газы, получаемые в результате сгорания топлива в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания транспортного средства, через систему трубопроводов пого дают в корпус фрикционного узла тормоза или муфты и поддерживают, с целью вытеснения воздуха, избыточное давление упомянутых газов. В составе выхлопных газов помимо СО> и Мр содержатся и другие компоненты (угарный газ СО, углеводороды, альдегиды и т. п.), которые могут быть превращены в углекислый газ и, таким образом, могут дополнительно обогащать азотноуглекислую смесь, подаваемую в рабочую зону фрикционного узла.

Для этого газовую смесь, отобраннун из выхлопного тракта или непосредственно из картера двигателя, каталитически нейтрализуют, т. е. окисляют перед подачей ее в рабочую зону фрикционного узла. В качестве нейтрализаторов могут быть использованы, в частности, промышленно выпускаемые платиновый или палладиевый нейтрализаторы. Перед подачей в нейтрализатор газовую смесь пропускают через фильтр очистки, в качестве которого может быть использовано каолиновое волокно, минеральная вата, войлок и т. д.

Тем пература необратимых структурных изменений связующего асбофрикционных материалов находится, примерно, в пределах 100 — 150 С, а температура выхлопных газов колеблется в зависимости от режима работы двигателя и температуры окружающего воздуха от 70 — 80 С на холостых оборотах зимой до 700 — 750 С при максимальных нагрузках летом. В связи с этим газовую смесь перед подачей ее к фрикционному узлу охлаждают. Охлаждение производят после нейтрализации, так как эффективность действия каталитических нейтрализаторов тем выше, чем выше температура подаваемых газов.

Охлаждение выполняют оребрением трубопровода, увеличением его длины, установкой вентилятора и т. п.

Данный способ позволяет повысить эффективность использования выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания как

934071

4 рабочей среды для фрикционных узлов, способствующие в 4 — 5 раз повышению их износостой кости. В экологическом аспекте данный способ приводит к тому, что токсичный угарный газ СО из отобранной части выхлопных газов практически весь превращается в углекислый газ СОз в каталитическом нейтрализаторе, и таким образом уменьшается загрязнение окружающей среды.

Экспериментальная проверка показала, что ресурс муфты сцепления при эксплуатации по предложенному способу будет составлять около 10000 моточасов, в то время как обычный ресурс этого узла в настоящее время составляет 1500 + 2000 моточасов.

Формула изобретения

Способ повышения износостой кости асбофрикционных материалов фрикционных пар тормозов и муфт сцепления транспортных средств по авт. св. № 637571, отличаюи4ийся тем, что, с целью повышения эффективности влияния газовой смеси на фрикционные свойства асбофрикционных материалов, смесь выхлопных газов перед пода25 чей их в рабочую зону каталитически нейтрализуют, при этом перед неитрализациеи смесь фильтруют от продуктов неполного сгорания, а после нейтрализации охлаждают до температуры, не превышающей температур ру термоокислительной деструкции связую30 щего асбофрикционного материала.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 637571, кл. F 16 D 69/02, 1976.

Составитель И. Антипова.

Редактор Н. Лазаренко Техред А. Бойкас Корректор Н. Степ

Заказ 3889 25 Тираж 990 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 7K — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4