Амортизатор

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Оп ИСАНИЕ

ИЗОВРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (, )934072 (61) Дополнительное к авт.,свид-ву .№ 752072 (22) Заявлено 16.06.80 (21) 2941105/25-28 с присоединением заявки №вЂ” (51) M Кл з

F 16 F 3/00

Геаулвретееккый кемитет

СССР (23) Приоритет— (53) УДК 621-567. . 12 (088.8) Опубликовано 07.06.82. Бюллетень № 21

Дата опубликования описания 07.06.82

te днам кзееретекнк и еткрмтий (72) Авторы изобретения

М. В. Илюшин и Н. А. Кукушкин (71) Заявитель (54) АМОРТИЗАТОР

Изобретение относится к устройствам для гашения колебаний и может быть использовано для защиты радиоэлектронной аппаратуры (РЭА) от действия вибраций, ударов и перегрузок со стороны подвижного транспорта. 5

По основному авт. св. СССР № 752072 известен амортизатор, содержащий цилиндрический корпус, опорный элемент, размещенный в корпусе и предназначенный для связи с амортизируемым объектом, конусные спиральные пружины, установленные между корпусом и опорным элементом, и демпфер, представляющий собой закрепленное на опорном элементе тело вращения с вогнутой поверхностью,.фланцами по торцам, имеющее тонкостенные продольные ребра, равномерно расположенные по окружности, и торообразный из сетчатого материала в виде упругих полых секторов, жестко скреплен.ных разрезной кольцевой осью с боковой поверхностью корпуса таким образом; что каждый сектор расположен между соответствующими продольными ребрами, а в полости каждого сектора установлены фигурные диафрагмы, расположенные в плоскостях, перпендикулярных оси амортизатоt1lДанный амортизатор спроектирован таким образом, что при действии кратковременных перегрузок он обеспечивает виброзащиту РЭА в области зарезонансных частот, что ухудшает его виброзащитные функции и приводит к искажению технических характеристик, и снижает эффективность работы амортизатора в целом.

Цель изобретения — повышение эффективности гашения колебаний путем исключения влияния демпфирования на зарезонансных частотах.

Указанная цель достигается тем, что на внутренней поверхности каждого полого сектора торообразного элемента относительно диаметральной оси симметрии выполнен выступ, высота которого выбрана равной амплитуде внешних колебаний на частотах, близких к резонансным, в срединной части по высоте тела вращения выполнена кольцевая канавка, ширина которой больше двойной высоты выступа, а поверхности тела вращения и охватывающего его торообраз9341;!72

Формула изобретения ного элемента расположены на расстоянии, равном высоте выступа.

На фиг. 1 представлен амортизатор, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез

А — А на фиг, 1; на фиг. 3 — полый сектор, вид сверху; на фиг. 4 — то же, поперечный разрез.

Амортизатор содержит цилиндрический корпус 1, опорный элемент 2, размещенный в корпусе 1 и предназначенный для связи с амортизируемым объектом, конусные спиральные пружины 3 и 4, установленные между корпусом 1 и опорным элементом 2. Демпфер аморт. затора представляет собой закрепленное на опорном элементе 2 тело 5 вращения с вогнутой поверхностью 6 и фланvaìs 7 и 8 по торцам. Тело 5 вращения имеет тонкостенные продольные ребра 9, 10 и 11, равномерно расположенные по окружности.

Между телом 5 вращения и корпусом 1 расположен торообразный элемент из сетчатого материала «МР», выполненный в виде полых упругих секторов 12, 13 и 14, жестко скрепленных разрезной кольцевой осью 15 с боковой поверхностью корпуса 1 таким образом, что каждый сектор 12, 13 и 14 расположен между соответствующими продольными ребрами 9, 10 и 11. Для фиксации перемещения секторов 12, 13 и 14 относительно корпуса на последнем выполнены два кольцевых паралле,альных выступа 16 и 17. В полости каждого из секторов 12, 13 и 14 установлены фигурные диафрагмы 18, расположенные в плоскостях, перпендикулярных оси амортизатора, Отдельные поверхности 19 и 20 диафрагм 18 расположены на одинаковом расстоянии друг от друга, т. е. выполнены эквидистантными. На внутренней поверхности каждого полого сектора 12, 13 и 14 торообразного элемента относительно диаметральной оси симметрии выполнен выступ

21, высота которого выбрана равной амплитуде внешних колебаний на частотах, близких к резонансным. В срединной части по высотс тела 5 вращения выполнена кольцевая канавка 22, ширина которой больше двойной высоты выступа 21, а поверхности ела 5 вра цения и поверхности 23 охватываюг его торообразного элемента в виде секторов 12, 13 и 14 расположены на расстоянии, равном высоте выступа.

Амортизатор работает следующим образом.

При воздействии на амортизируемый объект вибраций с частотами, близкими к резонансным, амплитуда колебаний возрастает, и полые сектора 12, 13 и 14 тела 5 вращения своими выступами 21 скользят вдоль кольцевой канавки, которая в этом случае играет. роль направляющей, и плавно приближается своими рабочими поверхностями

23 к вогнутой поверхности 6 тела 5 вращения, а кольцевая канавка 22 обеспечивает равномерный зазор между взаимодействую5 !

О !

Зо

50 щими поверхностями 6 и 23, что исключает раскачивание тела 5 вращения и появление побочных собственных частот амортизатора.

При движении опорного элемента 2, например, вниз верхние части взаимодействующих поверхностей 23 полых секторов 12, 13 и 14 и вогнутой поверхности 6 тела 5 вращения соприкасаются, и начинается деформация полых секторов 12, 13 и 14 путем изгибных колебаний этих секторов и путем нарастающего сжатия секторов 12 13 и !4 под давлением на них верхней части боковой поверхности и одного из соответствующих фланцев 7 и 8 тела 5 вращения.

Взаимодействие каждого из полых секторов 12, 13 и 14 через выступ 21 с кольцевой канавкой 22 тела 5 вращения осуществляется через силы трения и упругое давление этих элементов. Однако эти силы несущественны, а геометрические параметры этих элементов подобраны так, чтс практически эти силы не участвуют в работе амортизатора. Они лишь позволяют плавно включать или выклучать из работы демпфирующее устройство, а также плавно осуществлять знакопеременное демпфирование.

При этом под действием обеих спиральных пружин 3 и 4 выступ 21 в состоянии статической нагрузки всегда находится около центральной части тела 5 вращения, а при работе амортизатора этот выступ 21 отклоняется вверх и вниз вдоль оси амортизатора на величину, равную амплитуде колебаний.

Как известно, амплитуда вибрации движущихся объектов уменьшается с повышением частоты. На зарезонансных частотах амплитуда относительных колебаний амортизируемого объекта приблизительно равна амплитуде возбуждающих колебаний. Поэтому выступ 2! „выполненный по высоте равным размаху возбуждающих вибраций на частоте, близкой к резонансной, удерживает взаимодействующие поверхности секторов 12, 13 и 14 и вогнутой поверхности 6 тела 5 вращения на расстоянии, равном его высоте.

При этом полые сектора 12, 13 и 14 скользят вдоль кольцевой канавки 22 на теле 5 вращения в пределах ширины этой проточки.

При работе амортизатора на резонансных частотах исключается вероятность появления спектра собственных частот, которые могли бы возникнуть при соударениях взаимодействующих поверхностей демпфера и при раскачиваниях полых секторов, в случае неравномерного зазора.

Амортизатор по авт. св. № 752072, отлинаюи!ийся тем, что, с целью повыше5 ния эффектиности гашения колебаний пу тем исключения влияния демпфирования на зарезонансных частотах, на внутренней поверхности каждого полого сектора торообразного элемента относительно диаметральной оси симметрии выполнен выступ, высота которого выбрана равной амплитуде внешних колебаний на частотах, близких к резонансным, в срединной части по высоте тела вращения выполнена кольце934072

6 вая канавка, ширина которой больше двочной высоты выступа, а поверхности тела вращения и охватывающего его торообразного элемента расположены на расстоянии, равном высоте выступа.

5 Ис;-o.-..: ;êè информации, принятые ьо «пимание при экспертизе

1. Аьторское свидетельство СССР № 752072, кл. Г 16 г 3/00, 1978 (прототип1.,4 (1"

934072

Составитель О.Мальцев

Редактор Н. Лазаренко Техред А. Бойкас Корректор Н. Стец

Заказ 3889/25 Тираж 990 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и оч крытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4