Сцепное устройство полурам сочлененного транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗО6РЕТЕН ИЯ

К ASTOPCNOMY СВИДЕтЕЛЬСтВЮ

Союз Советских

Социалистических

Респубпми

««935321 (5l ) Дополнительное к авт. свид-ву(5l)M. Кл. (22)Заявлено 22.04.80 (21) 2913931/27-11

В 60 О 1/00

В 62 D 53/02 с присоединением заявки М

3асударствааый квинтет

СССР (23)приоритет

Опубликовано 1 06 82 Бюллетень № 22

Дата опубликования описания 15.06.82 во делам изебретеник и открытии (53) УЙК 629.114. .3(088.8) (72) Авторы изобретения

В. Г. Дрозд, В. П. Чуприн и А, Ю. Ершов !

) Институт горного дела АН !(азахской ССФ (71) Заявитель (54) СЦЕПМОЕ УСТРОЙСТВО ПОЛУРАИ СОЧЛЕНЕННОГО

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к сочлененнь м транспортным средствам, и может найти применение в транспортных средствах для горной промышленности, например, в самоходных погру5 эочно-транспортных машинах, грузоподьемных кранах и буровых каретках.

Известно сцепное устройство полурам сочлененного транспортного средства, содержащее размещенный на полураме прицепа горизонтальный и вертикальный шарниры и механизм стопорения поворота полурам вокруг горизонталь15 нои оси, включаемый при выполнении груэоподьемных операций при остановленном транспортном средстве (1).

Недостатком данного устройства является низкая эффективность работы при необходимости ограничения поворота полурам вокруг горизонтальной оси в процессе движения транспортного средства при выполнении поворота.

Известно также сцепное устройство полурам сочлененного транспортного средства, содержащее вертикальный шарнир, связанный с одной из полурам и горизонтальный шарнир, ось которого соединена с вертикальным шарниром и расположена в цапфе, закрепленной на второй полураме, и механизм блокировки горизонтального шарнира 521.

Недостатком известного устройства является сложность конструкции и низкая надежность из-за возникновения ударных нагрузок в устройстве.

Цель изобретения — упрощение конструкции и повышение надежности путем уменьшения ударных нагрузок.

Для достижения цели механизм блокировки горизонтального шарнира состоит из жестко закрепленного на одной из полурам и имеющего цилиндрическую часть корпуса с горизонтальным пазом в цилиндрической части, ось которой совпадает с осью вертикального шарнира, и двух уп угих горизонтальных

9353 21 4, формула изобретения рычагов, жестко закрепленных на второй полураме по обе стороны от оси горизонтального шарнира, при этом на концах рычагов размещены с возможностью захода в упомянутый горизонтальный паз упорные конические головки, расширяющиеся в сторону горизонтального шарнира, причем средняя часть паза в поперечном сечении выполнена прямоугольной формы, а концевые час- 10 ти - конической с углом конусности, равным углу конусности упомянутых упорных головок, На фиг. 1 изображено сцепное устройство, вид сбоку; на фиг. 2 - то же,!5 в плане.

Устройство соединяет полураму 1 тягача и полураму 2 прицепа. Пальцы 3 соединяют вертикальный шарнир 4 и ro- щ ризонтальный шарнир 5г, ось 6 которого расположена в цапфе 7 полурамы 2. Цапфа 7 снабжена приливами 8, в которых жестко закреплены упругие рычаги 9, причем оси рычагов 9 расположены в 2s плоскости оси 6 горизонтального шарнира 5. Рычаги 9 имеют конические упорные головки 10, На полураме 1 закреплен корпус 11, имеющий цилиндрическую часть 12, в которой выполнен зв паз 13, концевые части. которо о выполнены конусными, В пазу 13 размещены упорные головки 10 рычагов 9. Цилиндрическая часть 12 корпуса 1 1 концентрична оси вертикального шарнира 4.

Сцепное устройство работает следующим образом.

В процессе прямолинейного движения транспортного средства полурамы 1 и 2 расположены на одной линии, упорные О головки 10 находятся в центральной части паза 13 и допускают поперечные колебания полурам 1 и 2 вокруг оси 6 горизонтального шарнира 5. При повороте транспортного средства одна из упорных головок 1О перемещается в конусную часть паза 13 и таким образом блокирует горизонтальный шарнир 5.

При повороте упорные головки 10 взаимодействуют с опорными кромками паза 13, происходит скольжение упорной конической головки 10 по кромке паза

13. Для повышения работоспособности кромки паза 13 выполняются иэ антифрикционного материала, например

55 бронзы.

Предлагаемая конструкция сцепного устройства полурам сочлененного транспортного средства позволяет повысить устойчивость транспортного средства при рабочем режиме и движении в процессе выполнения им поворота, а следовательно, дает возможность облегчить управление транспортным средством при движении,. увеличить скорость при повороте и повысить безопасность работы оператора, кроме того, снижаются динамические нагрузки на детали устройства при колебании полурам.

Сцепное устройство полурам сочлененного транспортного средства, содержащее вертикальный шарнир, связанный с одной из полурам, и горизонтальный шарнир, ось которого соединена с вертикальным шарниром и расположена в цапфе, закрепленной на второй полураме, и механизм блокировки горизонтального шарнира, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности путем уменьшения ударных нагрузок, механизм блокировки горизонтального шарнира состоит из жестко закрепленного на одной из полурам и имеющего цилиндрическую часть корпуса с горизонтальным пазом в цилиндрической части, ось которой совпадает с осью вертикального шарнира, и двух упругих горизонтальных рычагов, жестко закрепленных на второй полураме по обе стороны от оси горизонтального шарнира, при этом на концах рычагов размещены с возможностью захода в упомянутый горизонтальный паз упорные конические головки, расширяющиеся в сторону горизонтального шарнира, причем средняя часть паза,в поперечном сечении выполнена прямоугольной формы, а концевые части - конической с углом конусности, равным углу конусности упомянутых упорных головок, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1, Авторское свидетельство СССР !! 586028, кл. В 62 0 53/04, 1977.

2. Авторское свидетельство СССР

И 631379, кл. В 62 D 53/02 1978 (прототип).

935321

ВНИИПЧ Заказ 4129/21

Тираж 718 Подписное

Филиал ППП "Патент" г. Ужгород, ул. Проектная, 4

0 ,.

Фиг. 2