Транспортное средство
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
CoIo3 Советски к
Социалистическик
Республик
<,935325 (61) Дополнительное к авт. свид- ву(5! )М. Кл . (22)Заявлено 17.11.80 (2! ) 3005873/27-11 с присоединением заявки М
В 60 К 17/20
Геауаарстваавй канятет
СССР ав леаан азебаетеяяХ в втирмтиХ
{2З) ПриоритетОпубликовано 15,06. 82. Бюллетень,% 22
Дата опубликования onисання 15.06.82 (53) УЛК 629.113 (088.8) (72) Авторы изобретения
А. А. Иавель, В. В. Яцкевич, А. Т. Скойбеда. и П. Н. Степанюк
Белорусский ордена Трудового Красного Знамейи политехнический институт (71) Заявитель (54) ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО
Изобретение относится к транспортному машинострбению, а именно к колесным транспортным средствам, преимущественно тракторам.
Известно транспортное средство, содержащее основной ведущий мост с блокируемым дифференциалом, механизм блокировки которого выполнен в виде фрикционной муфты, кинематически связанной. с гидроцилиндром, соединенным через гидравлически управляемый рас1В пределитель с гидронасосом, дополнительный ведущий мост, выходной вал которого кинематически связан через кулачковую муфту и механизм свободно15 го хода с гидроцилиндром управления. с выходным валом основного ведущего моста, бортовые планетарные механизмы основного ведущего моста, центральные шестерни которых. связаны с рамой транспортного средства посредством фрикционных муфт, силовые цилиндры которых гидравлически,соединены через злектрогидравлически управляемый рас2 пределитель отключения бортовых планетарных механизмов с гидронасосом и гидробаком, причем линии управления упомянутого распределителя соединены с полостями исполнительного цилиндра рулевого управления, гидравлически соединенного через гидроусилитель рулевого управления с гидронасосом рулевого управления, напорная гидролиния которого соединена с линией управления гидравлически управляемого распределителя 1 1 .
Недостатком известного транспортного средства является то, что оно не обеспечивает получение минимально возможных радиусов поворота при такой схеме привода колес. Как известно, минимальный радиус поворота получается,если передние управляемые колеса работают в ведущем режиме. У известного транспортного средства передние; колеса на повороте не участвуют в тяговом режиме, поскольку обгонная муфта их отключает. Маневр с минимально
3 93532 возможным радиусом транспортное средство (например, трактор) осуществляет, как правило, с небольшой или нулевой нагрузкой на крюке. В этом случае тяги одного моста достаточно, Цель изобретения - улучшение управляемости транспортного средства путем обеспечения возможности получения минимального радиуса поворота за счет отключения колес основного веду- ц щего моста.
Указанная цель достигается тем, что транспортное средство снабжено датчиком включения дополнительного ведущего моста и двумя концевыми дат- 5 чиками перемещения штока, установленными на исполнительном цилиндре рулевого управления и электрически соединенными с электрогидравлически управляемым распределителем отключения бортовых планета рных механизмов и упомянутым датчиком включения дополнительного ведущего моста, причем последний гидравлически соединен с гидронасосом гидробаком и гидроцилиндром управления механизма свободного хода и кинематически связан с кулачковой муфтой.
На чертеже изображена гидромеханическая схема транспортного средства.
Транспортное средство содержит раму l, основной 2 и дополнительный 3 ведущие мосты, которые связаны между собой механизмом свободного хода 4, выполненным в виде обгонной и муфты.
Обгонная муфта посредством кулачковой муфты 5 связана через датчик вклю. .35 чения дополнительного ведущего моста, выполненного в виде золотника 6, с гидройасосом 7. Основной ведущий мост содержит механизм блокировки диф-.
40 ференциала, выполненный в виде фрикционной муфты 8, кинематически связанной с гидроцилиндром 9, который через гидравлически управляемый распределитель 10 соединяется с гидронасосом 11.
Распределитель 10 также связан с гид45 ронасосом рулевого управления 12 гидроусилителя рулевого управления 13 и имеет ручное управление 14. Основной ведущий мост содержит бортовые планетарные механизмы 15, коронные шестерни 16 и 17 которых посредством фрикционных муфт 18 и 19 связаны с рамой 1 машины. Фрикционные муфты 18 и 19 управляются силовыми цилиндра ми 20 и 21, которые гидролиниями 22 и 23 через электрогидравлически управляемый распределитель отключения бортовых планетарных механизмов 24 свя5 ф заны с гидронасосом 25. Распределитель 24 содержит золотник 26 поджатый с торцов пружинами 27 и 28. Распределитель 24 гидролиниями 29 и 30 связан с полостями исполнительного цилиндра 31 рулевого управления, который имеет концевые датчики перемещения штока 32 и 33, связанные с электромагнитом 34 распределителя отключения бортовых планета рных механизмов 24 и электромагнитом 35 датчика включения дополнительного моста 6, Транспортное средство работает следующим образом.
При прямолинейном движении транспортного средства и буксовании колес основного моста выше допустимого обгонная муфта подключает дополнительный мост в тяговый режим. При этом кулачковая муфта 5, размыкаясь, перемещает золотник 6 и сообщает гидронасос 7 с силовым цилиндром обгонной муфты. При этом давления, развиваемого гидронасосом 12, не достаточно, чтобы переместить распределитель 10, и блокировка дифференциала отключена.
При необходимости она может быть включена принудительно рычагом 14, При прямолинейном движении давления в полостях исполнительного цилиндра 31 равны, вследствие чего золотник 26 распределителя 24 находится в среднем положении и сообщает силовые цилиндры 20 и 21 фрикционных муфт 18 и 19 с гидронасосом 25. В этом случае крутящий момент подводится к обеим колесам основного ведущего моста 2.
При движении на повороте (например, влево с промежуточным углом поворота) давление в одной полости исполнительного цилиндра 31 возрастает и, если оно превышает противодавление в про" тивоположной полости и усилие от пружины 28, золотник 26, перемещаясь вправо, сообщает силовой цилиндр 20 фрикционной муфты 13 .со сливом - крутящий момент к левому внутреннему колесу основного ведущего моста не подводится, Одновременно возрастает давление гидронасоса 12, перемещаясь, распределитель 10 сообщает гидроцилиндр 9 фракционной муфты 8 блокировки дифференциала с гидронасо" . сом 11 - дифференциал основного ведущего моста заблокирован и весь крутящий момент подводится к правому (наружному) колесу. Одновременно вследствие рассогласования угловых скоростей колес переднего и заднего мос935325 6 тов обгонная муфта механизма свободного хода 4 отключает дополнительный ведущий иост 3 от основного моста 2.
При этом условие поворота улучшается.
В данном случае ток в обмотки электромагнитов 34 и 35 не поступает.
При повороте управляемых колес на максимальный угол срабатывает конце- . вой датчик 33и в обмотки электромагнитов 34 и 35 поступает ток, вследствие 10 чего золотник 6, перемещаясь в крайнее положение, сообщает силовой цилиндр муфты свободного хода с гидронасосом 7. Дополнительный ведущий мост
3 подключается в тяговый режим. Одно- 15 временно золотник 26, перемещаясь, сообщает силовые цилиндры 20 и 21 со сливом, вследствие этого крутящий момент не подводится к колесам основного ведущего моста. %
При выходе из поворота сначала концевой датчик 33 обесточивает обмотки электромагнитов 34 и 35. Золотники 6 и 26 возвращаются в исходное положение - силовой цилиндр 21 сообщается 2s с гидронасосом 25 и подключает правое (наружное) колесо основного ведущего моста в тяговый режим, а колеса дополнительного ведущего моста отключаются от тягового режима. На даль-о нейшем этапе выхода из поворота давление в соответствующей полости исполнительного цилиндра 31 уменьшается. Под действием сжатой пружины 28 золотник 26 возвращается в исходное положение. В результате этого крутящий момент подводится к обоим колесам основного ведущего моста. Одновременно снижается давление гидронасоса 12, распределитель 10 сообщает блокировку4О дифференциала основного моста со сливом — дифференциал разблокирован.
Аналогично осуществляется поворот вправо.
Таким образом, при повороте управ- ляемых колес на максимальный угол происходит автоматическое отключение колес основного ведущего моста и подключение в тяговый режим колес управляемого дополнительного моста. Это позволяет получить минимальный радиус поворота транспортного средства. формула изобретения
Транспортное средство, содержащее основной ведущий мост с блокируемым дифференциалом, механизм блокировки которого выполнен в виде фрикционной муфты, кинематически связанной с гидроцилиндром, соединенным через гидравлически управляемый распределитель с гидронасосом, дополнительный ведущий мост, выходной вал которого кинематически связан через кулачковую муфту и механизм свободного хода с гидроцилиндром управления с выходным валом основного ведущего моста, бортовые планетарные механизмы основного ведущего моста, центральные шестерни которых связаны с рамой транспортного средства посредством фрикционных муфт, силовые цилиндры которых гидравлически соединены через электрогидравлически управляемый распределитель отключения. бортовых планетарных механизмов с гидронасосом и гидробаком, причем линии управления упомянутого распределителя соединены с полостями исполнительного цилиндра рулевого управления, гидравлически соединенного через гидроусилитель рулевого управления с гидронасосом рулевого управления, напорная гидролиния которого соединена с линией управления гидравлически управляемого распределителя, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью улучшения управляемости транспортного средства путем обеспечения возможности полу" чения минимального радиуса поворота за счет отключения колес основного ведущего моста, оно снабжено датчиком включения дополнительного ведущего моста и двумя концевыми датчиками перемещения штока, установленными на исполнительном цилиндре рулевого управления и электрически соединенными с электрогидравлически управляемым распределителем отключения бортовых планетарных механизмов и упомянутым датчиком включения дополнительного ведущего моста, причем последний гидравлически соединен с гидронасосом, гидробаком и гидроцилиндром управления механизма свободного хода и кинематически связан с кулачковой муфтой.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Волков Д . П. и Крайнев A. ф.
Трансмиссии строительных и дорожных машин. М., "Машиностроение", 1974. с. 211 (прототип).