Устройство для спуска и подъема океанологических объектов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Реслублик (ti)935371 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 30.10.80 (21) 2965534/27-11 (51) М. Кл.
В 63 В 27/16 с присоединением заявки №вЂ”
Гвеударетвехвые кемнтет
СССР (23) Приоритет— (53) УДК 629.12. .013/015 621 . .86/.87 (088.8) Опубликовано 15.06.82. Бюллетень № 22
Дата опубликования описания 25.06.82 пo делам взееретеннй р етеумткв
Ч. Д. Агаев, Ф. М. Аллахвердов, Ю. В. Кал никеа. " и А. К. Мехтиев
1.
1
Опытное конструкторское бюро Научного центра «Каспйй»
АН Азербайджанской ССР (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПУСКА И ПОДЪЕМА
ОКЕАНОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ
Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам для спуска и подъема океанологических объектов.
Известно устройство для спуска и подьема океанологических объектов, содержащее выносную кран-балку, лебедку с тросом для крепления океанологического объекта, а также защитное приспособление, установленное на тросе с возможностью перемещения вдоль него и включающее направляющий патрубок, снабженный замками, через которые пропущен трос (1).
Однако эксплуатация этого устройства сложна и трудоемка, особенно при качке судна, Цель изобретения — упрощение эксплуатации устройства и повышение его надежности.
Цель достигается тем, что защитное приспособление включает два обода, связанных друг с другом при помощи стержней, шарнирно соединенных между собой и с ободами, амортизирующие пояса, закрепленные на внешней поверхности ободов, и спицы, при помощи которых верхний обод закреплен на направляющем патрубке, причем защитное приспособление имеет положительную плавучесть, причем верхний обод закреплен под направляющим патрубком, кроме того, спицы имеют ступенчатую форму, а стержни в местах соединения между собой снабжены нарукавниками, выполненными из эластичных гофрированных трубок.
На фиг. 1 показано предлагаемое устройство в начальный момент спуска океанолога гического объекта; на фиг. 2 — то же, в момент разъединения спускаемого океанологического объекта с защитным приспосолением; на фиг. 3 — защитное приспособление, общий вид.
Устройство содержит выносную кранбалку 1, лебедку 2, трос 3 и защитное приспособление 4. Трос 3 закреплен на барабане лебедки 2, протянут через блок кранбалки 1 и связан с океанологическим объектом 5, например, носителем с океаногра20 фической аппаратурой, пробоотборником или иным оборудованием, предназначенным для исследования океана. Защитное приспособление устанавливается на тросе 3 над океанологическим объектом 5, при этом вылет
935371 кран-балки 1 должен обеспечивать зазор между защитным приспособлением 4 и бортом судна, позволяющим беспрепятственно проходить защитному приспособлению вдоль борта судна при спокойной воде.
Защитное приспособление состоит из двух ободов б, связанных друг с другом при помощи двух или более стержней 7, соединенных между собой шарнирно. Крайние точки стержней закреплены при помощи шарниров на ободах б таким образом, что образующееся при сближении ободов колено направлено внутрь пространства между ободами. Такое решение позволяет изменить внутренний размер защитного приспособления, подгоняя его под различные океанологические объекты, При этом объекты. могут быть как цилиндрической формы, так и любой другой, соразмерной с данным защитным приспособлением. Требуемый размер может фиксироваться при помощи зажимов, которые. могут располагаться в мес тах соединения стержней 7 между собой.
В местах, предназначенных для контакта с защищаемым объектом 5 во время соударений, могут быть установлены гофрированные эластичные нарукавники 8, Направляющий патрубок 9 установлен по вертикальной осевой линии защитного приспособления и связан с верхним ободом 6 при помощи спиц 10. При этом целесообразно размещение направляющего патрубка над плоскостью верхнего обода 6 с тем, чтобы в образованном пространстве между нижним торцом направляющего патрубка 9 и плоскостью верхнего обода 6 размещался узел крепления троса 3 к объекту 5, иными словами, чтобы ось шарнира, образованного в. месте крепления, находилась над плоскостью верхнего обода 6. В нижнем и верхнем торцах направляющего патрубка 9-установлены замки 11, запирающие защитное приспособление на тросе. Внутренний диаметр отверстий замков 11 превышает наружный диаметр троса 3 на величину, необходимую для свободного прохождения троса сквозь эти замки, однако, при этом он не может быть черезмерно большим и допускать тем самым изменения перпендикулярности плоскости ободов 6 к тросу 3.
При необходимости использования защитного приспособления 4 с тросом иного диаметра целесообразно использование сменных замков с отверстиями соответствующего диаметра. По наружным поверхностям ободов 6 установлены амортизирующие пояса 12, которые в общем случае могут быть выполнены из упругих материалов, например, резины. Спицы 10, также как и стержни
7, могут быть выполнены из легкосплавных трубчатых элементов, герметично заделанных для придания дополнительной положительной плавучести защитному приспособлению. В амортизирующих поясах, обо- дах, направляющем патрубке и замках име ются радиальные прорези для установки. защитного приспособления на трос.
В варианте выполнения защитного приспособления 4, показанного на фиг. 3, ободы б связаны двумя, равными по длине, стержнями 7, причем каждый стержень по длине меньше внутреннего радиуса ободов
6. В таком приспособлении при его складывании ободы 6 совмещаются, что достаточно удобно для хранения и транспортировки.
Возможны варианты защитного приспособления, при которых, с целью перенесения плоскости прихвата объема 5 (образованной точками соединения стержней 7 между собой) ниже, верхние стержни в связях выполняются более длинными по сравнению с нижними. При этом возможен слу4ай, ко да плоскость прихвата объекта 5 располагается ниже плоскости обода б.
2р Устройство работает следующим образом.
Перед началом работ защитное приспособление 4 устанавливается на внутренний размер, соответствующий габаритам транспортируемого объекта 5 с таким расчетом, чтобы нарукавники 8, расположенные в местах соединения стержней 7 между собой, соприкасались с объектом, позволяя ему тем не менее свободно выходить из защитного приспособления. Это достигается путем изменения расстояния между ободами 6.и фик- сацией его при помощи зажимов, расположенных в местах соединения стержней 7 между собой. При достаточно тугих mapнирах, или их специальном выполнении необходимость применения таких зажимов отпадает, так как расстояние между ободами зя может изменяться при воздействии опреде-— ленного усилия. Перед спуском объекта защитное приспособление 4 устанавливается на тросе 3, после .чего замки 11 запираются и защитное приспособление 4 под
40 воздействием силы тяжести перемещается вдоль троса 3 до тех пор, пока замок 11, установленный на нижнем торце направляющего патрубка 9, не соприкасается с узлом крепления троса 3 к объекту 5. Устройство. готово к работе. По сигналу оператораъклю-
45 чается лебедка 2 и начинается спуск объ= екта 5 совместно с защитным приспособле.;. нием 4 вдоль борта судна. При наклонах" судна или воздействии ветровых порывов амортизирующие пояса 12 входят в контакт с бортом судна. Разнесенные упоры, обра зующиеся в точках контакта замков 11 с тросом 3 и в точках соединения стержней 7; между собой, не допускают проворачивания объекта вокруг какой-либо мз этих то-. чек и соприкасания с бортом судна, обере, 55 гая тем самым как сам объект, так и борт судна от поврежденйя,.
По мере спуска объект 5 с защитным
- приопособлением 4 достигает поверхности;
935371 воды (фиг. 2). Защитное приспособление
4, обладающее положительной плавучестью и свободно пропускающее сквозь себя трос
3, остается на поверхности воды, тогда, как объект 5 продолжает свое движение вниз.
Защитное приспособление погружается по ватер-линию, отмеченную на уровне верхнего обода 6 (см. фиг. 3) и остается в этом положении в течение всего времени, необходимого для работы объекта 4 в воде. Замки 11, обхватывающие трос 3 и расположен ные в крайних точках направляющего патрубка 9, не позволяют плоскостям ободов
6 изменять свою перпендикулярность относительно троса 3, что позволяет объекту 5
Мри обратном ходе наверх устанавливаться в защитном приспособлении и вместе с ним роходить опасный участок вдоль борта, удна. По завершении подъема замки 11 размыкаются, защитное приспособление приподнимается над объектом 5 и снимается с троса 3.
Предлагаемое устройство удобно в эксплуатации, обладает высокой надежностью и может быть йспользовано для работы в условиях качки.
Формула изобретения
1. Устройство для спуска и подъема окефнологических об1 ектов, содержащее выносную кран-балку, лебедку с тросом для крепления океанологического объекта, а также защитное приспособление, установленное на тросе с возможностью перемещения вдоль него и включающее направляющий патрубок, снабженный замками, через которые пропущен трос, отличающееся тем, что, с целью упрощения эксплуатации устройства и повышения его надежности, защитное приспособление включает два обо о да, связанных друг с другом при помощи стержней, шарнирно соединенных между собой и с ободами, амортизирующие пояса, закрепленные на внешней поверхности ободов, и спицы, при помощи которых верхний обод закреплен на направляющем патруб15 ке, причем зашитное приспособление имеет положительную плавучесть.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что верхний обод закреплен под направляющим патрубком.
3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что спицы имеют ступенчатую форму.
4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что стержни в местах соединения между собой снабжены нарукавниками, выполненными из эластичных гофрированных трубок.
25 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 608698, кл. В 63 В 27/00, В 63 С 11/00, В 63 С 11/46, 1975 (прототип).
935371
1иг.2
Хаеф .мни
12
Составитель С. Марфина
Редактор М. Товтин Техред А..Бойкас Корректор А. Ференц
Заказ 4134)23 Тираж 462 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4