Устройство для обучения и контроля знаний обучаемых

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

<н936009 (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 04.07. 80 (21)2950651/18-24 с присоединением заявки М9 (543М. Кл.з

G 09 В 7/07

Государственный комитет

СССР но делам изобретений н открытий

Ъ, (23) Приоритет

РЗ) УДК 681. 3.071 (088.8) Опубликовано 1506,82 ° Бюллетень Мо 22

Дата опубликования описания 15.06.82 (72) Авторы изобретения

В.И. Корнейчук, В. Н. Сороко, М. В. Кунцевич и В.В.. Пиксотов

1

Киевский ордена Ленина политехнический инЬжиуут им. 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ

ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМЫХ

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к обучающим машинам и устройствам, и можеа быть использовано для обучения и контроля знаний в учебных заведениях по различным дисциплинам.

Известно устройство, входные сигналы в которое поступают от совокупности датчиков, на кахсцый из которых воздействует одновременно несколько учащихся, причем выходные сигналы датчиков суммируются, а сумма сравнивается с заданным порогом, величина которого устанавливается автоматически в ходе учебного процесса fl).

Недостатком устройства является ограниченные дидактические воэможности, что связано с отсутствием режима обучения по адаптивной программе.

Известно также устройство, содержащее соединенные соответствующим образом блок ввода ответов, блок памяти ответов и кодирования символов, блок регистрации, блок разрешения вво- 25 да ответов, блок анализа ошибок, блок кодирования символов, счетчик и ,дешифратор (2).

Однако у этого устройства ограниченные дидактические возможности в 30 режиме обучения, а также отсутствуют средства обеспечения колллективного учебного процесса.

Известно устройство, содержащее связанные соответствующим образом блок ввода ответов, блок сравнения, блок предъявления информации, узел блокировки, счетчики правильных и неправильных ответов, блок печати, блок задания времени, распределитель, табло индикации, блок коммутации, блок управления, блок правильных ответов (3).

Недостатком устройства является невозможность группового обучения с адаптацией к уровню знаний обучаемых.

Наиболее близким к изобретению является устройство, содержащее блок . ввода учебной информации, пульты обучаемых, коммутатор пультов, блок сравнения ответов, блок памяти правильных ответов, сдвигающий регистр, блок элементов И, блок памяти учебной информации, блок программного управления, блок управления прерываниями, распределитель кодов,.блок индикации, блок программного управления, включающий счетчики, элементы ИЛИ (4).

Однако и это устройство имеет ограниченные дидактические возможности

936009 йз-за отсутствия адаптации к уровню знаний обучаемых.

Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства за счет адаптации к уровню знаний обучаемых.

Поставленная целЬ достигается тем, что в устройство, содержащее блок ввода учебной информации, последова- 10 тельно включенные пульты обучаемых, первый коммутатор и первый блок сравнения, второй вход которого соединен с выходом блока памяти правильных ответов, последовательно включенные сдвигающий регистр, первый блок элементов И, блок памяти учебной информации, распределитель кодов и блок индикации, счетчики, вход первого из которых соединен с выходом .первого блока сравнения, и два элемента ИЛИ, введены последовательно включенные блок памяти количества

f ошибок, второй коммутатор и второй блок сравнения, последовательно включенные блок счетчиков маркерных сигналов третий коммутатор, второй блок

f элементов И и два элемента И, а также триггер, выход которого непосредственно подключен ко второму входу одного из элементов И, первый вход через первый элемент ИЛИ вЂ” к выходу второго блока сравнения, а второй вход через второй счетчик — к выходу первого коммутатора, второй вход которого соединен с первым выходом бло-35 ка ввода учебной информации, второй выход которого подключен к первому входу сдвигающего регнстра,третий выход — к первому входу блока памяти правильйых ответов,а четвертый выход-. 4{} ко входу блока памяти количества ошибок, второй вход блока памяти правильных ответов непосредственно соединен с выходом сдвигающего регистра, а третий вход через третий счетчик - с

- выходом второго элемента И второй вход которого через второй элемент

ИЛИ подключен ко второму выходу блока памяти учебной информации, соединенному со входом блока счетчиков маркерных сигналов, выход второго счетчика подключен к первому входу второго блока сравнения, второй вход которого соединен с выходом первого счетчика, а выход — co вторым входом сдвигающего регистра, выход которого подключен ко вторым входам второго и третьего коммутаторов и распределителя кодов, второй вход второго блокаМэлементов И соединен с выходом третьего счетчика, второй вход пер- 60 вого блока элементов И подключен к выходу первого элемента И, второй выход второго блока элементов И сое- динен с третьим входом первого блока элементов И; 65

На чертеже схематически изображено устройство для обучения и контроля обучаемых.

Устройство содержит пульты 1 обучаемых, коммутатор 2 (пультов), счетчик 3 (введенных ответов), блок 4 сравнения, счетчик 5 (сигналов правиль ности ответов), блок 6 сравнения,элемент 7 ИЛИ, сдвигающий регистр 8, коммутатор 9, блок 10 памяти правильных ответов, триггер 11, блок 12 памяти количества ошибок (процесса ошибок), блок 13 элементов

И, элемент 14 И, распределитель 15 кодов, счетчик 16 (вопросов), узлы

17 памяти учебной информации, группа элементов 18 И, группа элементов 19 И, коммутатор 20, счетчики 21 (маркеров), блок 22 ввода учебной информации, элемент 23 ИЛИ, элемент 24 И, блок 25 индикации. Элементы 18 и 19 объединены в блок 26 элементов И, узлы 17в блок 27 памяти учебной информации, а счетчики 21 — в блок 28 счетчиков маркерных сигналов.

Устройство работает следующим образом.

Из блока 22 в регистр 8 поступает код, содержащий единицу в разряде, соответствующем уровню изложения материала. В блок 12 заносится количество ошибок, представляющее собой допустимый порог ошибок при данном уровне изложения материала. Если суммарное количество ошибок превышает заданный уровень, то это является причиной перехода к изложению материала с более детальным текстом или более медленным темпом изложения (или и то и другое). Если же число ошибок меньше заданного порога, то это свидетельствует б повышении уровня и является основанием для перехода к изложению с меньшей детализацией или повышенной скоростью.

Если число ошибок равно установленному, то данный уровень усвоения дЛя группы необходнмо сохранять как наиболее приемлемый. В устройстве находится ряд узлов 17 (1-И) с последовательной выборкой информации (например, видеомагнитофоны), номера которых возрастают, например, с ускорением темпа изложения и уменьшением детализации курса, хранящегося в них. Для вывода информации устройство содержит табло в блоке 25,реализованное, например, на экранных мониторах. В исходном состоянии счетчики 3,5,21,16 — в нуле, а триггер 11 — в единичном состоянии. На регистре 8 единица находится в заданном разряде. Эта единица коммутирует соответствующую зону эталонов ответов на вопросы в блоке 10. С .помощью коммутатора 20 счетчик 21 (выбранного узла 17) подключается к блоку 13. Так как содержимое данного счетчика 21

936009 равно содержимому счетчика 16, то на элемент 14 поступает сигнал Совпадение, подтвержденный. с триггера

ll В результате этого на выбранный узел 17 через соответствующий элемент

19 поступает сигнал Считывание . 5

Сигнал прерывается после поступления из узла 17 вопроса, заканчивающегося маркером. Маркер изменяет состояние счетчика 16 и соответствующего счет- . чика 21. Обучаемые с пультов 1 вво- t0 дят, коды ответов по данному вопросу, поступающие через коммутатор 2, функционирующий в режиме последовательного опроса пультов, в блок 4, обеспечивающий сравнение кода ответов с эталоном. Каждое обнаружение коммутатором 2 ответа увеличивает содержание счетчика 3 на единицу. Если ответ ошибочен, то сигнал поступает на счетчик 5. После ввода ответа от всех обучаемых (либо части, что определяется коэффициентом пересчета счетчика 3), со счетчика 3 снимается сигнал переполнения, поступающий на единичный вход триггера 11, что запрещает считывание (воспроизведение) информации и запускает блок 6. Любой результат (равно, больше, меньше ), снимаемый с блока 8, переводит триггер ll в исходное состояние, а сигналы больше или меньше изменяют положение единицы в регистре 8. В итоге коммутируется через коммутатор 20 новый счетчик 21 и узел

17 с другим уровнем изложения. Поскольку содержание счетчика 16 может 35 совпадать с содержимым нового счетчика 21, то в блоке 13 формируется сигнал Несовпадения, поступающий на вновь выбранный узел 17 и обеспечивающий сдвиг информации (перемотку 40 носителя видеомагнитофона) до заданного участка курса, что фиксируется по совпадению числа маркеров в счетчике 21 и содержимого счетчика 16.

В этот момент с блока 13 снимается 45 сигнал Совпадение и начинается считывание.

Предлагаемое устройство позволяет расширить дидактические возможности, за счет адаптации к уровню знаний обучаемых. Устройство улучшает ка чество обучения за счет повышения степени управляемости учебным процессом и выдачи учебного материала более доходчиво, что позволяет снизить число ошибок и непроизводительные по-55 терн учебного времени, связанные с дополнительными консультациями,. Устройство обеспечивает возможность эффективной работы с разными по уровню подготовки контингентами учебных групп 60 ,по одному и тому же курсу.

Формула изобретения .

Усгройство для обучения и контроля знаний обучаемых, содержащее блок ввода учебной информации, последователь-65. но включенные пульты обучаемых, первый коммутатор и первый блок сравнения, второй вход которого соединен с выходом блока памяти правильных ответов, последовательно включенные сдвигающий регистр, первый блок элементов И, блок памяти учебной информации, распределитель кодов и блок индикации, счетчики, вход первого из которых соединен с выходом первого блока сравнения, и два элемента ИЛИ, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, оно содержит последовательно включенные блок памяти количества ошибок, второй коммутатор и второй блок сравнения, последовательно включенные блок счетчиков маркерных сигналов, третий ком« мутатор, второй блок элементов И и два элемента И, а также триггер, выход которого непосрецственно подключен ко второму входу одного из элементов И, первый вход через первый элемент ИЛИ вЂ” к выходу второго блока сравнения, а второй вход через второй счетчик — к выходу первого коммутатора, второй вход которого соединен с первым выходом блока ввода учебной информации, второй выход которого подключен к первому входу сдвигающего регистра, третий выход - к первому входу блока памяти правильных ответов, а четвертый выход — ко входу блока памяти количества ошибок, второй вход блока памяти правильных ответов непосредственно соединен с выходом сдвигающего регистра, а третий вход через третий счетчик — с выходом второго элемента И, второй вход которого через второй элемент ИЛИ подключен ко второму выходу блока памяти учебной информации, соединенному со входом блока счетчиков маркерных сигналов, выход второго счетчика подключен к первому входу второго блока сравнения, второй вход которого сое" динен с выходом первого счетчика, а выход — co вторым входом сдвигающего регистра, выход которого подключен ко вторым входам второго и треть« его коммутаторов и распределителя кодов, второй вход второго блока элементов И соединен с выходом третьего счетчика, второй вход первого блока элементов И соединен с выходом третьего счетчика, второй вход первого блока элементов И подключен к выходу первого элемента И второй выход второго блока элементов И соединен с третьим входом первого блока элементов H.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l. Патент. Японки 50-40301 кл. Н 03 К 19/00., опублик 1975 ".

2. Авторское свидетельство СССР

li 628527, кл. G 09 В 7/02, 1977.

936009

Составитель Т. Ничипорович

Техред М. Рейвес Корректор В. Бутяга

Редактор Т. Парфенова

Заказ 6422 Тираж 472 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

3. Авторское свидетельство СССР

9 452030, кл. G 09 В 7/02, 1974.

4. Авторское свидетельство СССР

Р 860114, кл. G 09. В 7/07, 1979 (прототип).