Способ изготовления графитового коллектора электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЙ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советски н

Соцналнстичеснмн

Республмн о1)936131 (61) Дополнительное к авт. свид-.ву (22) Заявлено 20.10.80 (21) 2994713/24.07 с присоединением заявки М (23 ) П р нор и гет— (51) М. Кл.

Н 01 R 43/06

1неударсте|ннь М крмнтнт

СССР

Опубликовано 15.06.82. Бюллетень М 22

Дата опубликования описания 15.06.82 др делам нэабретеннй н ютнрытлй (3) УДК 621.З. .047 (088.8) (72) Автор изобретения

Ю.П.ку (71) Заявитель (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ГРАФИТОВОГО КОЛЛЕКТОРА

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к технологии изготовления графитовых. коллекторов электричес ких машин и может быть использовано в электротехнической промышленности.

Известен способ изготовления графитовых коллекторов электрических машин, при котором основа коллекторной пластины изготавливается из металла, а ее рабочая часть из графитового материала, после чего коллектор собирается из коллекторных пластин. Для улучшения контакта соответствующие участки графитовой коллекторной пластины меднят и скрепляют с металлической основой (Ц.

Недостатком известного способа является сложность изготовления коллекторных пластин.

Наиболее близким к изобретению является способ изготовления графитового коллектора электрической машины, включающий изготовление центрнруюгцей изоляционной втулки, размещение на ней элементов для присоединения обмоток якоря. установку графитовой втулки, соединение элементов для присоединения обмоток

/ якоря, с изоляционной и графитовой втулками и разделение графитовой втулки на пластиныР3.

Однако технология изготовления коллекто- ра данным способом сложна из-за того, что коллектор нельзя изготовить отдельно от якоря, так как концы якорной обмотки соединяются с графитовой заготовкой после за крепления на валу центрирующей изоляцион ной втулки. Кроме того, соединение обмоток

t0 якоря с графитовой и изоляционной втулками осуществляется заполнением зазора между изоляционной и графитовой втулкой электропроводящей пастой, применение которой возможно лишь при малой плотности тока в

15 контакте.

Цель изобретения -- упрощение технологии и расширение технологических возможностей эа счет обеспечения изготовления коллекторов электрических машин различной мощности.

Поставленная цепь достигается тем, что элементы для присоединения обмоток якоря выполняют в виде петушков и жестко соеди3 93 няют с изоляционной втулкой при ее изготовлении.

На фиг. 1 изображен графитовый коллектор электрической машины; на фиг. 2 — вариант закрепления графитовой втулки на изоляционной втулке; на фиг. 3 (a, б, в) варианты выполнения торцовой части графитовой втулки, обращенной к петушкам; на фиг. 4 (а, б) — варианты изготовления изоляционной центрирующей втулки.

Изготовление графитового коллектора. электрической машины осуществляют в следующей последовательности. Изготавливают центрирую щую изоляционную втулку 1, а элементы для присоединения обмоток якоря выполняют в виде петушков 2, которые жестко соединяют с изоляционной втулкой 1 при ее изготовлении. Петушки 2 выполняют с выступом 3.

На центрирующую изоляционную втулку 1 устанавливают графитовую втулку 4, на одном из торцов которой вытачивают коническую впадину., в которую помещают выступы 3 петушков 2, а другой торец втулки 4 фиксируют кольцом 5. Участок 6 коллектора заполняется электропроводящим материалом (припой, твердеющие электропроводящие пасты и др.).

Такое сцепление петунгков 2 коллектора . с графитовой втулкой 4 обеспечивает технологичность соединения, так как при этом существует возможность соединения сразу всех петушков с графитовой втулкой, например, пайкой в ванне с припоем. Торец графитовой втулки 4 при необходимости может подвергаться дополнительной обработке, например, меднению, лужению.

Графитовая втулка 4 может также закрепляться на центрирующей изоляционной втулке 1 с помощью затвердевающей массы 7 (фиг. 2), Затем графитовая втулка 4 разделяется на пластины.

Торцовая поверхность графитовой втулки, обращенная к петушкам, может иметь различ:ную форму, изображенную на фиг. 3, а элек. Ф гропроводяший материал, заполняющий полость б в варианте (фиг. Зв), может использоваться и для крепления графитовой втулки к центрирующей изоляционной втулке.

На фиг. 4 показан вариант изготовления коллектора, при котором центрируюшая изоля6131 ционная втулка состоит из двух частей, которые изготавливаются отдельно друг от друга и объединяются в нужный период технологического процесса, На фиг. 4б показан коллектор, одна из частей центрирующей втулки которого выполнена из металла и изолирована изоляционным- материалом от графитовой втулки.

Формула изобретения

Способ изготовления графитового коллектора электрической машины, включающий изготовление центрирующей изоляционной втулки, размещение на ней элементов для присоединения обмоток якоря, установку графитовой втулки, соединение элементов для присоединения обмоток якоря с изоляционной и графитовой втулками и разделение графитовой втулки на пластины, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью упрощения технологии и расширения технологических возможностей

4р за счет обеспечении изготовления коллекторов электрических машин различной мощности, элементы для присоединения обмоток якоря выполняют в виде петушков и жестко соеди-. няют с изоляционной втулкой при ее изготовлении.

И сточники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент ФРГ Р 940720, кл. 21 dà 59, 19SO.

2. Авторское свидетельство СССР N 290606, So кл, Н 01 и 43/06, 1968.

Преимущество коллекторов, изготовленных по предлагаемому способу, состоит в том, что получается коллектор, который можно применять в машинах различного назначения и различной мощности. Обмотка якоря некоторых машин может выполняться из очень жесткого провода, а зачастую из шинного медного профиля, и, несмотря на это, выводные концы такой обмотки можно надежно соединить с графитовыми пластинами коллектора.

Кроме того, продливается ресурс элек гри20 ческих машин за счет того, что при износе графитовых пластин или их механическом повреждении можно заменить только графитовые пластины без распайки выводных. концов обмотки якоря и без замены петушков.

2S93613!

Составитель А. Линева !скаред А.Ач

РедФктор H. Воловик

Корректор Л. Бокшан

Заказ 4232/61 ираж 630

ВНИИПИ 1 осудар («елного комитета СССР. по делам ил<и

1130.!5, Москва, iK . : . ау<нская наб., д. 4/5

Подписное

Финна« f!111! "1!агел<". <, Уа<сород, ул. Проектная, 4