Тепловой аналог электродвигателя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскмк
Соцмапмстмческмз
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТИИеСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22)Заявлено 18.07.80 (21) 2959370/24-07 с присоелннением заявки М (23) Приоритет (5l)M. Кл.
Н 02 Н 7/085
Государственный квинтет
СССР ао делен изобретений и открытий
Опубликовано 15.06 82 Бюллетень М 22 (53) УДК 621, 316. .925(088.8) Дата опубликования описания 15. 06. 82
М.З.Дудник, М.М.Федоров, В.Е.Михай и Н.Н.Соломченко (.72) Авторы изобретения
До ец ий ордена Трудового Краснор Знамени политехнический институт (71) Заявитель (54) ТЕПЛОВОЙ АНАЛОГ, ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
Изобретение относится к электротехнике, предназначено для создания тепловой модели электродвигателя, которая может быть использована в устройствах тепловой защиты электродвигателей.
Известно устройство для релейной защиты от перегрева, позволяющее воспроизводить температуру обмоток электродвигателя, основанное на том; что если на вход контура, состоящего из сопротивления и емкости, постоянная времени которого равна постоянной времени нагрева электродвигателя, подавать напряжение, пропорциональное квадрату тока нагрузки электродвигателя, то напряжение на емкости будет пропорционально температуре обмоток электродвигателя и изменяться по тому же закону (1).
Это устройство выполненное с активно-емкостным контуром, на входе которого устанавливается квадратор для воздействия напряжения вторичной обмотки трансформатора тока в квадрат, не находит широкого применения, так как обладает целым рядом существенных недостатков.
В связи с тем, что электродвигатель в тепловом отношении является неоднородным телом и его кривые нагрева и охлаждения представляют собой суммы экспонент, замена кото"
10 рых эквивалентной экспонентой приводит к тому, что несмотря на то, 4то общая длительность теплового пере" ходного процесса двигателя и его теплового аналога будет одинаковой . имеются существенные отклонения на
1S начальных этапах переходного процес. са, особенно для кривой охлаждения.
Поэтому при работе двигателя с переменной нагрузкой или повторнократковременным режиме происходит . постоянное накопление ошибки рассогласования, которое приводит в конечном счете к значительному расхождению показания теплового анало3 9361 га и истинной температуры обмоток электродвигателя. Это существенно ограничивает функциональные возможности устройства защиты от перегрева и снижает точность его работы.
Наиболее близким к изобретению
rio технической сущности является устройство для защиты электродвигателя от перегрева, содержащее тепловой аналог, представляющий собой актив- )e но-емкостный контур, причем с целью учета процессов теплообмена между обмотками и активным железом ак" тивное сопротивление контура шунтировано нелинейным сопротивлением. И
Подобный подход дает более точное совпадение кривых нагрева и охлаж- . дения двигателя с кривыми теплового аналога 2 Д, 26
Основным. недостатком данного устройства является то, что в схеме теплового аналога используется нелинейный элемент, вольт-амперная характеристика которого должна менять ся для двигателей разного типа, разной мощности и даже. режима работы (охлаждения и нагрева . Это значительно снижает функциональные возможности устройства. Выбор необходимо- ю
30 го нелинеиного элемента для теплово" го аналога связан с анализом переходных процессов в нелинейных цепях, что снижает точность подбора кривых теплового аналога, а следовательно, и точность работы устройства.
Кроме того, значительное расхождение кривых нагрева и охлаждения в предлагаемой схеме учитывают добавлением только активного сопротивления, что снижает точность подбора кривой охлаждения и: срабатывания устройства в повторно-кратковременном режиме работы двигателя.
Цель изобретения " более точное моделирование теплового состояния электродвигателя..
Для достижения поставленной цели тепловой аналог выполнен в виде слож ной активно-емкостной цепи, .состоящей только из линейных элементов.
На фиг. 1 приведена схема предлагаемого теплового аналога, на фиг. 2 - схема его включения в устройство тепловой защиты.
Тепловой аналог представляет собой сложную активно-емкостную цепь (фиг.lg) в которой последовательно с сопротивлением 1 и емкостью 2 вклю87 4 чена параллельная ветвь из активных сопротивлений 3, 4 и емкости 5, причем в ветви активного сопротивления
4 имеется ключ 6. На фиг.. 18 ключ 6 заменен вентилем 7.
Устройство защиты двигателя от перегрева, аыполненное на основе предлагаемого теплового аналога, состоит из трансформатора тока 8, квадратора теплового аналога 10 и исполнительного механизма 11. Трансформатор тока включен в силовую цепь электродвигателя. Напряжение его вторичной обмотки подается на вход квадратора, в котором формируртся сигнал, прямо пропорциональный греющим потерям электродвигателя. Этот сигнал пода" ется на вход теплового аналога. Параметры аналога подбираются таким образом, что изменение напряжения на обкладках конденсатора 2 прямо пропорционально температуре обмотки двигателя. Когда напряжение на зажимах конденсатора 2 достигает значе ния, соответствующего предельно допустимой температуре нагрева обмотки электродвигателя, исполнительный механизм подает сигнал на снижение нагрузки или отключение двигателя.
При работе электродвигателя ключ 6 замкнут, а при отключении его - разомкнут, за счет чего учитывается .различие кривых нагрева и охлажде" ния двигателя.
Известно, что электродвигатель в тепловом отношении представляет собой неоднородное тело, которое можно представить в виде нескольких тел, обладающих различными теплоемкостями и соединенных между собой тепловыми сопротивлениями, величина которых различна при включенном и отключенном двигателе, поэтому кривые теплового переходного процесса представляют собой сумму экспонент с различными постоянными времени, зависящими от теплоемкости тел и тепловых сопротивлений. Распространенное представление двигателя в виде двух тел позволяет учесть основные различия теплоемкостей обмоток и активного железа. Кривые нагрева и охлаждения в этом случае представляют собой сумму двух экспонент с малой и большой постоянными времени, условно называемыми постоянными меди и стали. Экспериментальные кривые нагрева и охлаждеФормула изобретения
5 93618 ния подт верждают справедли вост ь такого подхода и хорошо аппроксимируются двумя экспонентами с малой и большой постоянными времени.
Попытка аппроксимировать кривые . S теплового переходного процесса одной экспонентой приводила к тому, что, хотя общая длительность переходного теплового процесса истинной и аппроксимирующей кривых была оди- В иаковой, наблюдались значительные отключения на промежуточных этапах переходного процесса, особенно для кривой охлаждения, поэтому если для длительного режима работы двигателя с постоянной нагрузкой это не приводит к существенным ошибкам, то при переменной нагрузке или в поа- торно". кратковременном режимах работы электродвигателя происходит постоян- 20 ное накопление ошибки и сигнал на выходе теплового аналога значительно отличается от истинной температуры обмотки двигателя.
Предлагаемый тепловой аналог co" 23 держит два реактивных элемента (конденсаторы 2 и 5), поэтому кривые переходного процесса в нем представляют сумму двух экспонент .с малой и большой постоянными времени, зф
;что обеспечивает хорошее совпадение с кривыми нагрева и охлаждения
7 6 электродвигателя на всех этапах переходного процесса при любых режимах работы двигателя. Кроме того, предлагаемый тепловой аналог выполнен на базе только линейных элементов, что значительно облегчает настройку и подбор необходимых параметров аналога, а Следовательно, и большую точность работы устройства защиты от пеperpeea электродвигателя в целом.
Тепловой аналог электродвигателя, содержащий резистивно-емкостный контур, отличающийся тем, что, с целью более точного моделирования теплового состояния электродвигателя, последовательно с вышеупомянутым контуром включена цепь из параллельно соединенных двух сопротивлений и конденсатора, причем в ветвь одного из сопротивлений включен ключ или вентиль.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Риман Я.С. Защита подземных электроустановок угольных шахт. И., "Недра", 1977, с. 150-152.
2. Авторское свидетельство СССР
М 197734, кл. H 02 H 7/08, 1966.
936187
Составитель С. Курбангалиева
Редактор М.Келемеш Техред Т. Иаточка Корректор H. Стец
««««««««««««««««««« ю
Заказ 4238/64 Тираж 669 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета: СССР по делам изобретений и открмтий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
« ««
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул, Проектная, 4