Электрическая машина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву 1р 838920 (22) Заявлено 190680 (21) 2942359/24-07
Союэ CosBTcKHx
Социалистических
Республик («)936228
)И) М.Кд.з с присоединением заявки №
02 K 1/22
Н 02 К 9/04
Государственный комитет
СССР ио делам изобретений и открытий (23) Приоритет)53) УДК 621.313.. 713 (088 ° 8) Опубликовано 1506.82. Бюллетень ¹ 22
Дата опубликования описания 150б82 (72) Автор изобретения
И.В.Бочкарев (71) Заявитель
Фрунзенский политехнический институт (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА
Изобретение относится к электро= машиностроению.
По основному авт.св. В 838920 известна электрическая машина, содержащая корпус со статором и вал со свободно сидящим на нем через подшипники ротором, причем вал установлен с возможностью продольного перемещения относительно статора, а на торце ротора установлен вентилятор (11 .
Недостатком известной электрической машины является большой ток намагничивания, особенно в крайнем смещенном положении ротора относи- . тельно статора, и наличие осевой электромагнитной силы, действующей на ротор.
Цель изобретения — повышение энергетических и эксплуатационных показателей и повьааение надежности ма" . шины.
Поставленная цель достигается эа счет того,что на прилив короткоэамакающего кольца обмотки ротора со стороны, противоположной вентилятору, установлено шихтованное ферромагнитное кольцо, внешний диаметр которого равен диаметру ротора, а аксиальная длина - величине максимального продольного перемещения вала.
На чертеже изображена предлагаемая электрическая машина, продольный разрез.
В корпусе 1 запрессован статор 2 с обмотками 3. Ротор 4 через подшипники 5 и б установлен на валу 7.
Короткозамыкающне кольца 8 и 9 обмот-ки ротора 4 выполнены с приливами 10 и 11. На приливе 10 жестко установлено шихтованное ферромагнитное кольцо 12, внешний диаметр которого равен диаметру ротора 4, а максимальная длина равна величине максимального
/ продольного хода вала 7. На приливе
11 закреплен осевой вентилятор 13, Вал 7 установлен с возможностью продольного перемещения и имеет с корпусом 1 резьбовое соединение.
Электрическая машина работает следующим образом. . После подачи напряжения на обмотке 3 статора 2 ротор 4 приходит во вращение. Если радиальные плоскости симметрии ротора 4 и статора 2совпадают, то частота вращения ротора 4 будет максимально возможной, а следовательно, производительность вентилятора также будет максимальной.
936228 При смещении вала 7 в продольном направлении ротор 4 начинает выходить, а ферромагнитное кольцо 12, входить в расточку статора 2 и величина магнитного потока, пронизывающего ротор 4, уменьшится, тем самым уменьшится частота вращения ротора
4 и, соответственно, производительность вентилятора 13. При этом, поскольку ферромагнитное кольцо 12 вошло в расточку статора 2, величи- tO на магнитного сопротивления магнитному потоку остается практически неизменной, т.е. намагничивающий ток также остается постоянным и не уве.личивается при любых положениях ротора 4 относительно статора 2.
Таким образом, в предлагаемой электрической машине при продольных перемещениях вала величина магнитного потока между статором и ротором остается практически неизменной за счет наличия ферромагнитного кольца, играющего роль дополнительного пассивного ярма для замыкания потока и имеющего внешний диаметр равный диаметру ротора. Тем самым, намаг- . ничивающий ток машины также остается неизменным и не увеличивается даже в крайнем смещенном положении ротора, поскольку аксиальная 30 длина ферромагнитного кольца равна максимальной величине продольного перемещения вала. Одновременно ферромагнитное кольцо играет роль бандажа для прилива 10 короткозамыкающего кольца
8, за счет чего радиальная толщина этого прилива, являкицегося подшипниковой опорой, по условиям механической прочности не лимитируется °
Это особенно важно в малогабаритных машинах для обеспечения необходимой 40 высоты ферромагнитного кольца с цепью исключения насыщения последнего. Кроме того, в предлагаемой конструкции при продольных смещениях вала на ротор не действует осевая электромагнитная сила, за счет чего уменчааются механические потери в подшипниках и повышается их срок службы. Умен ыааются также усилия, необходимые для продольных перемещений вала, что улучшает условия регулирования. В результате перечис-. ленных качеств энергетические и эксплуатационные показатели машины улучшаются, например возрастает коэффициент полезного действия, уменьшаются потребляемая мощность и переrpea машины, улучшаются условия регулирования, а также повышается надежность конструкции эа счет повышения надежности подшипниковых опор и устранения аксиальных нагрузок на подшипники.
Формула изобретения
Электрическая машинà IIQ авт ° св.
9 838920, отличающаяся тем, что, с целью повышения энергетических и эксплуатационных показателей, а также надежности, она снабжена шихтованным ферромагнитным кольцом, жестко установленным на короткозамыкающем кольце обмотки ротора со стороны, противоположной вентилятору.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 838920 кл. Н 02 К 9/04, 1979.
936228
Составитель Л.Карцева
Редактор И.Келемеш Техред С. Мигунова
Корректор Н.Стец, Филиал ППП - Ïàòeêò, г.ужгород, ул.Проектная, 4
Заказ 4241/66 Тираж 721 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раумская наб., д.4/5