Ротор электрической машины с двухслойной многофазной обмоткой переменного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ ">

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 201080 (21) 2995430/24-07 (511М. КП. с присоединением заявки ¹

Н 02 К 1/26

Н 02 К 3/00

Госуяавственнмй комитет

СССР яо девам изобретений и открытий (23) ПриоритетОпубликовано 1506,82. Бюллетень Р 22 (53! УДК 62 1. 3 l 3..713(088 ° 8) Дата опубликования описания 1506,82 (72) Авторы изобретения

Д. Б, Карпман, И. Я. Черемисов, В. Г. Ракогон, И.М. Ilo ст ников и В. Н. Ас ан баев

Научно-исследовательский проектно-конструкт и технологический институт тяжелого электро

Харьковского завода Электротяжмаш" им.В.И.Ленина и и Институт электродинамики АН Украинской ССР (74) Заявители (54) РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ДВУХСЛОЙНОЙ

МНОГОФАЗНОЙ ОБМОТКОЙ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к электрическим машинам с многофаз ными обмотками ротора, например асинхро-, низированным турбогенераторам.

Известен ротор электрической машины с двухфазной однослойной обмоткой, при питании обмотки которого током частоты скольжения в асинхронном режиме работы создается полезный электромагнитный момент, могут регулироваться коэффициент мощности и другие характеристики машины (1).

Недостаток устройства заключается в усложнении конструкции лобовых частей, их увеличенной длине, связанной с необходимостью отгибания части проводников вниз, и в уменьшении диаметра вала в месте размещения нижнего слоя проводников.

Наиболее близким к предлагаемому является ротор электрической машиныс двухслойной многофазной обмоткой переменного тока, содержащий концентрические катушки, имеющие пазовые и лобовые части, в одной из лобовых частей выполнены межкатушечные соединения (2) .

Недостатком данной конструкции является неполное использование объ» ема роторных пазов из-за отсутствия их заполнения проводниками против мест межкатушечных переходов верхнего слоя обмотки и усложнение конструкции, связанное с необходимостью перегиба нижнего слоя катушек для размещения их под этими переходами в лобовой части. Недостаток в особенности проявляется в роторах мощных турбогенераторов с непосредственным охлаждением обмотки, так как они имеют обычно более массивные проводники и межкатушечные переходы, чем роторы машин меньшей мощности.

Цель изобретения — улучшение использования активной части ротора.

Укаэанная цель достигается тем, что в роторе электрической машины с двухслойной многофаэной обмоткой переменного тока между слоями обмотки в пазовой части уложены проводники, замкнутые накоротко в лобовых частях на участках, свободных от межкатушечных соединений.

На фиг.1 показана концевая часть предлагаемого poxopa co стороны, где имеются проводники межкатушечных соединений, продольный разрез; на фиг.2 — паз ротора, поперечный разрез; на фиг.3 и 4 — примеры соедине936229 ний стержней ротора в короткоэамыкающие кольца, Вал ротора 1 содержит концентрические изолированные катушки многофазной обмотки переменного тока с пазовыми и лобовыми частями, установ- 5 ленные в пазах 2, равномерно расположенных по окружности вала слоями

3 и 4. В лобовой части катушки слоя

3 обмотки имеют верхние 5 и нижние 6 проводники межкатушечных соединений. 10

Слои изолированы друг от друга бандажом 7, изготовленным, например, из прессованной стеклоткани. Между слоями обмотки уложены проводники 8 и

9, замкнутые накоротко на участках, свободных от межкатушечных переходов, например, путем их отгибания с образованием замкнутой клетки 10 (фиг.3) или путем наложения сегментов 11 и

12 вперекрой стыков (фиг.4). Для улучшения охлаждения проводников 8 и

9 и смежных зубцов ротора в упомянутых проводниках выполнен канал 13 для прохождения хладагента, например водорода или другого газа, заполняющего корпус электрической машины.

При вращения ротора со скольжением относительно поля статора в короткоэамкнутых проводниках 8 и

9 возникает наведенный ток, создающий дополнительный полезный электромагнитный момент, который суммируется с моментом, созданным токами основной обмотки и массива ротора, r.е. используется объем пазов ротора, расположенных против мест межкатущечных соединений, и исключается необходимость перегиба нижнего слоя катушек для размещения их под этими переходами в лобовой части.

При установке асинхронизированных турбогенераторов с ротором предложенной конструкции понижаются затраты в энергосистеме за счет улучшения коэффициента полезного действия такого турбогенератора, а также улучшается охлаждение магнитопровода ротора.

Формула изобретения

Ротор электрической машины с двухслойной многофазной обмоткой переменного тока, содержащий концентрические катушки, имеющие пазовые и лобовые части, в одной из лобовых частей выполнены межкатушечные соединения, отличающийся тем, что, с целью улучшения использования активной части ротора, между слоями обмотки ь пазовой части уложены проводники, замкнутые накоротко в лобовых частях на участках, свободных от межкатушечных соединений.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l, Авторское свидетельство СССР

М 581550, кл. Н 02 К 3/00, 1975.

2. Авторское свидетельство СССР

9 613446| кл. Н 02 К 1/26, 1976.

936229

ИЪ.

Составитель А. Воинов

Редактор М.Келемеш Техред C. Мигунова

Корректор И.МУска

Филиал ППП Патент, г.ужгород, ул.Проектная, 4

Заказ 4241/66 Тираж 721 Подписное

ВНИИПИ Росударственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1130 35, Москва, Ж-3 5, Раушск ая наб., д. 4/5