Ротор синхронной явнополюсной машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Рвсттублии
<»>936230
Ф
> (61) Допоянительное к авт. санд-ву— (22) аивлено 22,08,80(21) 2975035/24"07 с присоединением заявки М (23) Приоритет (Sl)M. Кл.
Н 02 К 1/30
Н 02 К 9/04 фкудврстееныб квинтет
СССР ав делам взебретеккН н открытий
ОпУбликовано 15, 06. 82. Бюллетень М 22
Дата опубликования описания 15.06,82 (53) УД К 6 21 . 313 °.713(088.8) (72) Автор изобретения
И.M.Pÿáîa
Производственное объединение "Уралэлектротяжмаш" им, 8.И, Ленина (71) Заявитель (54) РОТОР СИНХРОННОЙ ЯВНОПОЛЮСНОИ
ИАШИНЫ
Изобретение относится к электротехнике, а имейно к электромашиностроению.
Известны конструкции .роторов син",, хронных явнополюсных машин, содержащие остов ротора, катушки возбуждения, расположенные на полюсах, крепление которых к остову ротора осуществляется с помощью шпилек или болтов 1.13 .
Преимуществами известной конструк- î ции являются простота, технологич- -. ность, относительно невысокая трудоемкость и материалоемкость, но в то же время при высоких частотах вращения крепление недостаточно надежно, так как резьбовые соединения не обеспечи" вают достаточной механической прочнос-.
° ти.
Известны также конструкции роторов синхронных явнополюсных машин, со«26 держащие остов ротора, катушки возбуж-. дения, расположенные на полюсах, которые крепятся к остову ротора посред2 ством ласточкина хвоста или круглыми хвостами 323.
Эта конструкция обеспечивает более высокую надежность узла ротора, но менее технологична, более трудоемка и металлоемка.
Наиболее близким к предлагаемому по.технической сущности и достигаемому результату является ротор синхронной явнополюсной машины, содержащий остов с магнитным колесом, на котором расположены шихтованные из листов сердечники полюсов с установленными на них катушками возбуждения
/ причем листы сердечников разделены на пакеты t3).
Недостатком данного ротора являет" ся высокая трудоемкость, повышенный расход материалов, недостаточная надежность.
Цель изобретения - упрощение конструкции и повышение надежности ротора.
936230
Для достижения поставленной цели между пакетами установлены планки, имеющие выступающие за пакеты листов части, расположенные со стороны приле гания листов сердечника полюса к магнитному колесу и имеющие отверстия, в которых размещен элемент фиксации, например клин, обеспечивающий жесткое соединение полюса с остовом ротора, причем элемент фиксации расположен со стороны поверхности магнитного колеса, противоположной поверхности прилегания листов сердечника полюса, т.е, в машинах обычного исполнения ! узел фиксации расположен со стороны, наименьшего диаметра магнитного колеса, а в машинах обращенного исполне" ния - со стороны наибольшего диаметра.
Кроме того, планки могут иметь ширину, меньшую ширины листа сердечника полюса, при этом между катушками возбуждения, остовом и планками выполнены вентиляционные каналы.
Выполнение планок с ширийой, меньшей ширины листов сердечника полюса позволяет увеличить поверхность охлаждения; железа сердечника полюса, а также обеспечить форсированное ох" лаждение катушек возбуждения посредством каналов, расположенных между остовом, катушкой возбуждения и планками.
На фиг. 1 изображен предлагаемый ротор, продольный разрез; на фиг.2разрез А-А на фиг. !.
Ротор имеет остов 1, на сердечнике З
35 полюса 2 которого расположены катушки возбуждения 3. Сердечник полюса 2 выполнен шихтованным из листов 4.
Листы 4 сгруппированы в пакеты, межао ду которыми установлены планки 5, в которых имеются отверстия для стяжных шпилек 6, и выступающая за листы сердечника полюса 2 часть, которая находится со стороны прилегания сердечника полюса 2 к магнитному колесу 7
4S остова 1.
В выступающей части планки 5 выполняется отверстие, в котором устанав" ливается узел фиксации 8, например клин, обеспечивающий жесткое соедине- в ние сердечника полюса 2 с расположенной на нем катушкой возбуждения 3 и остовом
Остов 1 состоит из магнитного ко-. леса 7, выполненного в форме цилиндрической или призматической оболочки, имеющей определенную толщину стенки, обеспечивающую необходимую механическую прочность, диска или радиально расположенных ребер 9 и ступицы 10. В остове 1 выполнен ряд заточек и отверстий, обеспечивающих надежное крепление и фиксацию полюса от перемещения, Между планками 5 и катушками возбуждения 3 выполнены радиальные каналы 11 за счет меньшей ширины планки 5 по отношению к ширине листа 4, Таким образом, предлагаемый ротор позволяет понизить металлоемкость изделия за счет увеличения коэффициента использования тонколистовой стали с
45 до g6i за счет упрощения конфигурации листа полюса путем исключения хвоста, снижения массы остова ротора, что на одно изделие составляет примерно 1000 кг. Это позволяет также существенно упростить конструкцию предлагаемого ротора при повышении
его надежности. При этом трудоемкость изделия в целом значительно снижается и будет на уровне трудоемкости роторов, в которых крепление полюсов осуществляется посредством болтов или шпилек.
Упрощение конструкции крепления полюсов ротора и создания форсированного охлаждения катушек статора позI воляет повысить надежность ротора, а следовательно, и всей электрической машины в целом.
„Кроме того, введение планок, имеющих меньшую ширину нежели листы сердечника полюса, позволяет увеличить поверхность охлаждения сердечников полюсов и дает возможность создания форсированного охлаждения катушек возбуждения за счет воздушного потока, проходящего по радиальным каналам 11, расположенным между катушками возбуждения, остовом и планками.
Формула изобретения
1. Ротор синхронной явнополюсной машины, содержащий остов с магнитным колесом, на котором расположены ших" тованные из листов сердечники полюсов с установленными на них катушками возбуждения, причем листы сердечников разделены на пакеты, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью упрощения и повышения надежности, между пакетами установлены планки имеющие выступающие за пакеты листов части, расположенные со стороны прилегания листов полюса к магнитному колесу и
936230
Фюг.t
Фиг. 2 имеющие отверстия, в которых размещен элемент фиксации, например клин ! расположенный со стороны поверхности магнитного колеса противоположной поверхности прилегания листов сердеч- 5 ника полюса.
2. Ротор по п.1, о т л и ч а ющ и Й с я тем, что планки имеют ширину, меньшую ширины листа сердечника полюса, обеспечивающую образо- 1В ванне вентиляционных каналов между катушками возбуждения, остовом и пла нками.
ВНИИПИ Заказ 4241/66
ЬМ03й ф! у"
Тираж 721 Подписное
Фипиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Видеман Е. и Колленбергер В.
Конструкция электрических .машин.Л., "Энергия", 1972, с. 257, 2. Алексеев Л.E. Конструкция элек" трических машин. Госэнергоиздат, 1958, с.178.
3. Чертеж 5БП, 674.567 ротора двигателя СДВ-17-39-12, выпускаекого по УЭТМ с 1975.