Беспазовый якорь электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С A Н И Е < 1936233
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союз Советскик
Социалистических
Республик
К АВТО СКОМУ СаИДИтИДЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. спид-ву (22)Заявлено 01.10.80 (21) 2988126/24-07 (53)M. Кл.
z присоелинением заявки МН 02 К 3/46
3Ьвударстваяяый каиятет ссср. яо лавам язебретеяяя я втярытяй (23) ПриоритетОпубликовано 15.06.82. Бюллетень Лв22
Дата опубликования описания 15. 06. 82 (53) УДК621.3. .045.8 (088. 8) (72) Авторы изобретения
А.А.Суровиков и Н.H.Òêà÷åâ
Ъ
Всесоюзный научно-исследовательский, проектнконструкторский и технологический институт электровозостроения (71) Заявитель юн .:л „jQ (54) БЕСПАЗОВЫЙ ЯКОРЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ
МАШИНЫ
Изобретение относится к изготовлению электрических машин и может, быть использовано в электромашиностроении, в том числе и транспортном при изготовлении якорей тяговых электрических машин электровозов, тепловозов, электропоездов.
Известен якорь электрической машины, содержащий магнитопровод и обмотку, размещенную на поверхности магнитопровода, крепление обмотки на поверхности магнитопровода может быть осуществлено бандажом из стекловолокнистого материала с тангенциальным расположением волокон или посредством проволочного бандажа, или обмотка вместе с бандажом может быть выполнена в виде монолитного слоя, приклеенного к магнитопроводу 5f).
Этот якорь обладает тем недостатго ком, что бандаж из стекловолокнистого материала в процессе эксплуатации разматывается, а исполнение якорей с проволочными бандажами и приклей2 кой к магнитопроводу обмотки вместе с бандажом не технологично. Кроме того, применение проволочных бандажей потребует значительно увеличить воздушный зазор, что ухудшает электромеханические характеристики машин.
Наиболее близким к изобретению беспаэовый якорь, содержащий магнитопровод (сердечник), на поверхности которого размещена обмотка, крепление которой осуществлено стеклобандажом, состоящим иэ тангенциально направленных нитей f23.
Технологически выполнение стеклобандажей осуществляется следующим образом: после наложения их на обмотку якоря с целью предотвращения вытекания связующего при термообработке из стеклобандажа, якорь оборачивается фторопластовой пленкой таким образом, что стеклобандаж находится между обмоткой и пленкой. После термообработки якоря фторопластовая
936233
3 лленка с технологическим бандажом, который крепит ее, убираются.
Однако при повреждении одинарной нити, из которых состоит бандаж, эта нить при вращении якоря в направле5 нии обратном направлению наложения стеклобандажа разматывается, увлекая за собой соседние нити, склеенные с ней связующим бандажа. Повреждение же одинарных нитей происходит из-за попадания внутрь двигателя вместе с охлаждающим воздухом песчинок и подобных тел, а также в результате незаметного передавливания их при разборках, когда якорь укладывается на специальные подкладки - "подушки".
Цель изобретения - обеспечение надежности работы якоря.
Указанная цель достигается тем, что в беспазовом якоре электрической
20 машины, содержащем сердечник, на ко-. тором посредством стеклобандажа из тангенциально направленных Митей закреплена обмотка, стеклобандаж снаб25 жен закрепленным на нем чехлом, выполненным из стеклосетки.
На фиг.1 изображен предлагаемый .беспазовый якорь электрической машины, разрез; на фиг.2 - вид А на фиг. 1 (крепление конца чехла) ° зо
Якорь содержит сердечник 1, на котором расположена обмотка 2. Стеклобандаж 3, крепящий обмотку 2, снабжен чехлом 4, закрепленным на стеклобандаже 3. конец чехла 4 закреплен 35 стеклонитью 5.
Технологически выполнение чехла 4 следующее.
После намотки стеклобандажа 3 он оборачивается, например 2-3-мя слоя- 4в ми стеклосетки толщиной 0,04-0,06 мм.
Конец стеклосетки прошивается стеклонитью 5 вдоль оси вала якоря.
Возможны другие способы крепления стеклосетки (приклеивавие, пропайка) °
Ширина стеклосетки равна ширине стеклобандажа в осевом направлении якоря, при меньшей ширине необходимо изме4 нить крепление стеклосетки. На подготовленный таким образом бандаж с целью предотвращения вытекания связующего из стеклобандажа сверху якорь оборачивается фторопластовой пленкой, которая крепится технологическим банд жом.
После термообработки поры в стеклосетке заполняются связующими из стеклобандажа и она приклеивается к стеклобандажу. При вращении якоря обмотка 2 удерживается стеклобандажом
3 на сердечнике 1 от центробежных сил, развивающихся при вращении якоря.
Чехол 4 предохраняет стеклобандаж 3 от разматывания при повреждении (порыве) единичных волокон стеклобандажа. По толщине чехол из стеклосетки занимает незначительное место (0,10,2 мм) и поэтому не оказывает никакого влияния на электромеханические характеристики электрических машин с беспазовыми якорями.
Предлагаемое изобретения может быть использовано и на якоре с зубцовым магнитопроводом, позволяет повысить надежность работы якоря электрической машины.
Формула изобретения
Беспазовый якорь электрической машины, содержащий сердечник, на котором посредством стеклобандажа из тангенциально направленных нитей закреплена обмотка, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения надежности работы якоря, стеклобандаж снабжен закрепленным на нем чехлом, выполненным из стеклосетки. . Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
М 394895, кл. Н 02 К 3/46, 1960.
2 ° Проектирование тяговых электрических машин. Под редакцией И.Д.Находкина. Издание второе. и., "Транспорт", 1976, с.281-285, 542-543.
936233 и.2
Составитель Ф.Подольская
Редактор М.Келемеш Техред С. Мигунова Корректор И.Муска
Заказ 4241/66 Тираж 721 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4 .