Электрическая машина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Респубпии

< 936239 (6l ) Дополнительное к авт. спид-ву (22) аивлеио 29. 10,80 (21) 2998645/24-07 с присоединением заявки №(51}М. К>

Н 02 К 5/22 Н 02 К 9/04

Государственный комитет (23) Приоритет по делам изабретеннй и открытий

Опубликовано 15.06.82. бюллетень ¹ 22 (53 } УД К 621 ° 313. .713(088.8) Дата опубликования описания 15.06.82

И.Я.Чернов и Ю. И.Дмитренко

У

Всесоюзный научно-исследовательский проеКтно-, А ;. ..„-... конструкторский и технологический институт взрывозащищенного и рудничного электрооборудовЪнщ .. (72) Авторы изобретения (/ у ll

Ь .е г (7l ) Заявитель (54) — ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в электрических машинах с вводным устройством и принудительной системой охлаждения.

Известна электрическая машина, внутренняя камера вводного узла которой имеет значительный объем и соединяется непосредственно с полостью герметизированного корпуса электрической машины 3lj.

Недостатком известной электрической машины является отсутствие циркуляции хладагента во внутренней камере вводного узла, чем обусловлена его низкая надежность. Таким образом, упомянутая камера недостаточно охлаждается, в ней может накапливаться конденсат (в особенности, в шахт20 ных забойных электрических машинах с водяным охлаждением герметизированного корпуса) а также нежелательные примеси и механические частицы.

Наиболее близкой к изобретению по технической сущности является электрическая машина, в которой значительно уменьшена внутренняя камера вводного узла, место соединения которой с полостью герметизированного корпуса полностью раскрыто, что не позволяет задерживаться конденсату, посторонним примесям и механическим частицам (21.

К недостаткам данной машины следует отнести отсутствие циркуляции хладагента во внутренней камере ввод-, ного узла.

Цель изобретения — увеличение надежности электрической машины путем эффективного охлаждения внутренней камеры вводного узла, в которой рас— положены проходные зажимы и выводные . провода.

Поставленная цель достигается тем, что в электрической машине, содержащей герметизированный корпус, полость которого заполнена хладагентом, ввод3,936239 ный узел с внутренней полостью, сообщающейся с упомянутой полостью, ротор с напорным элементом, в зоне упомянутого соединения, вдоль оси машины, установлена перегородка, примыкающая к торцовым стенкам внутренней камеры вводного устройства.

Кроме того, разделяющая перегородка может быть снабжена заборными козырьками, выполненными под углом 0-60 1р о к плоскости перегородки и размещенными в полости герметизированного корпуса.

Использование предложенного технического решения наиболее эффективно в электрических машинах, заполненных диэлектрической жидкостью, причем в данном случае функция охлаждения совмещается с функцией очистки вводного устройства от нежелательных отложений, посторонних примесей и механических частиц.

На фиг.1 изображена предлагаемая машина, продольный разрез; на фиг. 2сечение А-А на фиг.1; на фиг 3 - вариант предлагаемой электрической машины с козырьками.

Полость 1 герметизированного корпуса 2, в котором циркулирует хладагент 3, соединена с внутренней казо мерой 4 вводного узла 5. В полости узла 5 расположены проходные зажимы

6, соединенные с помощью выводных проводов 7 с обмоткой 8. В зоне соединения полости 1 корпуса 2 с внутренней камерой 4 перпендикулярно к направлению движения хладагента расположена установленная в продольном направлении разделяющая перегородка

9. Разделяющая перегородка 9 может быть снабжена заборными козырьками

10, размещенными в полости 1 герметизированного корпуса 2. Угол наклона заборных козырьков .10 к плоскости перегородки 9 может колебаться в пределах 0-60

При вращении ротора 11 электрической машины с помощью напорного элемента 12, выполненного, например, в виде лопаток на короткозамыкающем кольце, создается направленное движение хладагента 3 — от зоны лопаток к внутренней поверхности герметизированного корпуса 2 и одновременно в направлении вращения ротора, где хладагент 3 омывает лобовые части обмотки 8 электрической машины, затем движется к подшипниковому щиту и далее опять s:зону лопаток.

При такой или подобной схеме охлаждения, которая в большей или меньшей степени присуща большинству электрических машин, предлагаемая разделяющая перегородка 9 направляет часть хладагента 3 во внутреннюю камеру 4 вводного узла 5. Хладагент 3, омывая элементы вводного узла 5, выходит за разделяющей перегородкой 9, обойдя ее, и увлекается основным потоком хладагента. В случае, если разделяющая перегородка 9 снабжена заборными козырьками 10, эффективность охлаждения элементов вводного узла 5 возрастет, так как один .из заборных козырьков 10 направляет значительную часть хладагента 3 во внутреннюю камеру 4 вводного узла 5. Второй козырек 10 тогда работает при реверсе машины.

Предлагаемая электрическая машина способствует более эффективному охлаждению вводного устройства, применима и при более сложных схемах охлаждения.

Применение предлагаемого изобрете- ния в конструкциях электрических машин позволяет: повысить эффективность охлаждения внутренней камеры вводного узла с расположенными в ней проходными зажимами и выводными проводами, что повышает надежность вводного узла; очищать внутреннюю камеру вводного узла от нежелательных примесей и механических частиц, что повышает надежность вводного устройства и электрической машины в целом.

Формула изобретения

1. Электрическая машина, содержа-, щая герметизированный корпус, полость которого заполнена хладагентом, соединенную с корпусом камеру вводного узла, в полости которой, сообщающейся с полостью корпуса, расположены проходные зажимы с проводами, и ротор с напорным элементом, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения, в зоне соединения упомянутых полостей с зазором относительно зажимов с проводами в продольном направлении установлена перегородка, направляющая хладагент на элементы вводного узла.

2. Машина по и. 1,.î т л и ч а ю-щ а я с я тем, что перегородка снабжена двумя симметрично установленными с наклоном и расположенными в полости корпуса заборными козырьками.

5 9

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1, Шевченко Н.ф. и Арнополин А.Г.

Вэрывозащищенные .электрические маши36239 . 6 ны. "Недра", 1971, с.88, рис.46, с.141, рис.73.

2. Патент фРГ N 1211711, кл. 2 1 д 55/51, 1973.