Двухскоростной гайковерт

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

«i>937134

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 16. 12.80 (21) 3217235/25-28 с присоединением заявки М (23) Приоритет

Опубликовано 2306.82. Бюллетень М 23

Дата опубликования описания 23.06.82

151) М Кл з

В 25 В 17/02

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий

)53) УДК 621 ° 883 (088. 8) (72) Авторы изобретения

С. В. Гавриленко и В. И. Кротов (71) Заявитель (54) ДВУХСКОРОСТНОЙ ГАЙКОВЕРТ

Изобретение относится к слесарносборочному инструменту для отвинчивания и эавинчивания крупках реэьбовых соединений, преимущественно с длинной реэьбовой частью, например винтов, крепящих лопасти гребных винтов, и может быть использовано в судостроении, машиностроении, химической и других отраслях промааленности при монтаже и демонтаже технологического оборудования.

Известен рычажный гайковерт, содержащий силовой привод, рычаг, гаечную головку с размещенным в рычаге гайковерта храповым механизмом, храповик которого выполнен с отверстием под гайку, а рычаг выполнен иэ двух половин, между которыми размещен неподвижный рычажный упор, соединенный с штоком силового привода и взаимодействующий с храповиком (1).

Недостатком гайковерта является невысокая производительность при малых крутящих моментах в резьбовом соединении, что приводит к необходимости устанавливать гайку с помощью другого инструмента или вручную.

Наиболее близким к изобретению. является двухскоростной гайковерт, ссдержащий корпус с упором, раэмеценные на корпусе храповой механизм, приводной рычаг, планетарный редуктор, рабочую головку, связанную с солнечной шестерней планетарного редуктора и через храповой механизм — с приводным рычагом, и предохранительную муфту. Водило и зубчатый венец планетарного редуктора выполнены совместно с храповым колесом, а предохранительная муфта выполнена в виде стакана (2).

Недостаток гайковерта заключается в больших габаритах и массе, обусловленных тем, что максимальный крутящий момент передается зубчатой передачей,а также в невысокой производительности из-за ручного переключения скоростей, возможного только при остановке приводного рычага, и наличие холостого хода храпового механизма при качательном движении приводного рычага.

Цель изобретения — повышение

25 производительности.

Поставленная цель достигается тем, что в двухскоростном гайковерте, содержащем корпус с упором, размещенже на корпусе храповой механизм, 30 приводной рычаг, планетарий редук937134 тор, рабочую голонку, связанную с солнечной шес терней планетарного редуктора и через храпоной механизм с приводным рычагом, и предохранительную муфту, водило к зубчатый венец планетаркого редуктора выполнены каждый с двумя парами нарезок с противоположным направлением зубьев, образующих по две пары храповых колес, предохранит ель ная муфта выполнена н виде закрепленных на 1О приводном рычаге втулки и тормозной ленты, нзаимодейстнующей с одной парой храповых колес, а гайковерт снабжен собачками, установленными на корпусе и нз аимодействующими с другой парой храповых колес.

На фиг.l изображен гайковерт, общий нид;на фиг.2 — разрез А-А на фиг 1.

1 айконерт имеет корпус l с упОром 7О

2, размещенные ка нем приводной рычаг

3, связанный с рабочей голонкой 4 через собачки 5, установленные на рычаге 3, и храповое колесо б, выполненное на рабочей головке 4, соединенной штифтами 7 с диском 8, имеющим шлкценое соединение 9 с солнечкой вал-шестерней 10 план етарно го механизма (ке обозначен ) ° Планетарныйй механизм содержит сателлиты 11, устаконленные с нозможностью вращения ка осях 12, закрепленных н водиле 13. Иа водиле 13 нарезаны õðàпоные колеса 14 и 15 различного направления, такие же храповые колеса lб и 17 выполнены на зубчатом венце 18. драповые колеса 14 и lб связаны через собачки 19 к 20 с корпусом l, храпоные колес 15 и 17 через собап<к 2 1 к 22 — с предохранительной муфтой (ке обозначена), состоящей из втулки 23 к тормозной ленты 24, закрепленной на оск 25, установленной на приводном рычаге 3.

Концы тормозной ленты 24 закреплены нинтом 2б. 45

Конструкция гайковерта предусматривает гидравлический привод, осу= ществляющий качателькое движение приводного рычага (не показан) . ,Гайковерт работает следующим об- Я) разом.

Предварительно тормозная лента

24 предохранительной муфты настраивается затяжкой винта 2б на крутящий момент „достаточный для преодоления момента сопротивления н резьбовом соединении при отсутствии осевой силы, Затем гайковерт рабочей головкой 4 устанавлинается на гайку, корпус 1 фиксируется упором для пре- 60 дотвращенкя его вращения под действием реактивного момента и осуществляются качательные движения приводного рычага 3. Качательные движения рычага 3 преобразуются но вращение 6S рабочей головки 4 через собачки 5 к храпоное колесо б или через предохра .ктельную муфту и планетарный мехакизм, н занискмости от величины крутящего момента в резьбовом "оедкненик.

При большом крутящем моменте в резьбовом соединении движение от приводного рычага 3 передается рабочей головке 4 через собачки 5 и храповое колесо б, при этом происходит проскальзывание тормозной ленты 24 предохранительной муфты к поворот рабочей головки 4 на угол поворота приводного рыча-а -3 за один цикл кача ни я.

IIp и уменьшении крутящего моме нт а в резьбоном соединении до величины, при которой не происходит проскальзывание ленты 24 предохранительной муфты, движение от приводного рычага 3 передается рабочей головке 4 через предохранительную муфту и планетарный механизм.

Планетарный механизм преобразует

1 качательнсе движение приводного рычага 3 в одностороннее нращение рабочей голо зкк 4 следующим образом.

Прк качакик рычага 3 вперед заклиниваются храпоные колеса 15 и lб, а храповые колеса «4 и 17 прощелкивают, при этом конец 18 стопорится на неподвижный корпус 1, а водило 13 становится ведущим элементом планетарного механизма с положительным передаточным отношением. Прк качании рычага в обратном направлении к первоначальному заклиниванию храпоные коле, са 14 и 17, B. храпоные колеса 15 и

lб прощелкквают, прк этом водило 13 стопорится на корпусе 1, а венец 18 становится ведущим элементом планетарного механизма, осуществляющего вращение солнечной шестерни 10 и сьязакной с ней рабочей головки 4 н направлении, противоположном вращению приводного рычага 3 при об-„ ратном качанки.

При прямом качании рычага 3 происходит поворот рабочей головки 4 на угол, больший угла поворота рычага 3 н число раз, равное передаточному откошеккю планетарного механизма при остановленном венце 18. При обратном качании пркводкого рычага 3 продолжается поворот рабочей головки 4 ка угол, больший угла поворота рычага в число раз, равное передаточному отношению планетарного механизма прк остановленном водиле 13.

Таким образом, эа цикл качания рычага 3 проксходкт поворот рабочей головки 4 на угол, больший угла качания н число раз, равное сумме абсолютных величин передаточных отношений планетарного механизма.

937134

Предлагаемый гайковерт может использоваться как для монтажа, так и для демонтажа реэьбовых соединений.

Для изменения направления крутящего момента гайковерта необходимо проделать следующие операции.

Вращением винта 26 освободить ленту 24 предохранительной муфты, снять упор 2, снять с головки 4 планетарный механизм и диск 8, затем перевернуть рабочую головку 4 и при- 10 водной рычаг 3 на 180© и установить рабочую головку 4 на гайку. Сверхуна головке закрепить штифтами 7 диск

8 и на нем закрепить с помощью шлицевого соединения 9 планетарный ме- 15 ханизм, предварительно перевернутый о на 180, закрепить ленту 24 предохранительной муфты, установить упор 2.

Изобретение позволяет уменьшить 20 габариты и массу гайковерта путем передачи больших крутящих моментов через храповое зацепление, имеющее меньшие габариты и массу по сравнению с зубчатой планетарной переда- 25 чей, повысить его производительность за счет автоматического пере« ключения скорости рабочей головки при изменении величины крутящего момента без остановки работы гайковерта и устранения холостого хода в качательном движении приводного рычага при малых крутящих моментах.

1. Авторское

9 539757, кл. В

2. Авторское

9 716801, кл. В (прототип). свидетельство СССР

25 В 21/00, 1974 ° свидетельство СССР

25 В 17/02, 1978.

Формула изобретения

Двухскоростной гайковерт, содержащий корпус с упором, размещенные на корпусе храповой механизм, приводной рычаг, планетарный редуктор, рабочую головку, связанную с солнечной шестерней планетарного редуктора и через храповой механизм — с приводным рычагом, и предохранительную муфту, отличающийся тем, что, с целью повыаения производительности, водило и зубчатый венец планетарного редуктора выполнены каждый с двумя парами нарезок с противоположным направлением зубьев, образующих по две пары храповых колес, предохранительная муфта выполнена в виде закрепленных на приводном рычаге втулки и тормозной ленты, взаимодействующей с одной парой храповых ,колес, а гайковерт снабжен собачками, установленными на корпусе и взаимодействующими с другой парой храповых колес.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

937134

М-М подернуто

Составитель И.Лихачев

Редактор О.Юрковецкая Техред Т. Маточка Корректор A.Äýÿòêî

Заказ 4326/15 Тираж 1087 Подписное

ВНИИ ПИ Государственного комит ета СССР по делам изобретений и открытий

1130 35, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4