Система отопления и вентиляции транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
АНИЕ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 21.11.79 (21) 2841083/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (51) М, Кл.
В 60 Н 1/00
1ааударетвеииый комитет (23) Приоритет— (53) УД.К 629.113. .06:628.8 (088.8) Опубликовано 23.06.82. Бюллетень №23
Дата опубликования описания 28.06.82 по деиам изобретеиий и открытий (72) Авторы изобретения T
В. П. Хохряков и М. А. Цукуров
/ ь а
Азово-Черноморский институт механизации сельского хозяйства (71) Заявитель (54) СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА
Изобретение относится к термостатированию, осуществляет вентиляцию и подогрев воздуха в кабинах транспортных средств, т. е. служит для создания и поддержания оптимального микроклимата на рабочем месте водителя транспортного средства.
Известно устройство для обработки воздуха, подаваемого в кабину транспортного средства, содержащее компрессор с приводом от гидромотора, расположенный на крыше кабины пылеотделитель с гидроприводом, конденсатор с вентилятором и воздухоохладитель, размещенный на внутренней поверхности крыши (1) .
Недостатком этого устройства является отсутствие отопителя для обработки воздуха в холодный период времени эксплуатации машины, что ухудшает комфортабель ность и снижает производительность труда водителя. Кроме того, осевой выход потока из пылеотделителя требует установки воздуховода протяженностью от выхода из пылеотделителя до поверхности воздухоохладителя, с целью выравнивания потока по всему сечению воздухоохладителя и обеспечения минимальных гидравлических потерь, что приводит к увеличению габаритов устройства и снижению жизненного объема кабины.
Наиболее близким техническим решением к изобретению является система отопления и вентиляции, содержащая установленный на крыше транспортного средства корпус, внутри которого расположен нагнетатель воздуха, связанный с воздухораспределителем, имеющим короб с выходным
10 воздуховодом и калорифер.
В этом устройстве обеспечивается радиальное движение потока воздуха на выходе из вентилятора (2) .
Недостаток известного устройства состоит в том, что подача нагретого воздуха
15 сверху на человека создает дискомфорт, так как температура воздуха в нижней части помещения будет ниже, чем в верхней части, а это не обеспечивает правильное распределение температур, при котором темпе20 ратура в нижней части помещения в зоне ног водителя должна быть в холодное время выше, чем в верхней части помещения в зоне головы водителя. Кроме того, в устройстве отсутствует воздухоохладитель для об937240
50.
55 работки воздуха в теплый период эксплуатации транспортного средства, а при подаче наружного подогретого воздуха последний не очищается от пыли.
Цель изобретения — повышение эффективности и комфортности в кабине путем равномерного распределения в ней потока воздуха.
Поставленная цель достигается тем, что воздухораспределитель снабжен дополнительным поворотным воздуховодом, который установлен с зазором относительно выходного воздуховода, при этом калорифер размещен в дополнительном поворотном воздуховоде, имеющем на выходе заслонку.
Кроме того, в корпусе установлен пылеотдел и тел ь.
На фиг. 1 представлена система с положением заслонки в холодный период года, общий вид; на фиг. 2 — система с положением заслонки в теплый период года, общий вид.
С внутренней стороны кабины 1 к крыше 2 транспортного средства крепится корпус 3, в котором размещен пылеотделитель.
Он имеет вал 4, на одном торце которого закреплен сепарационный ротор 5 с лопатками, установленными параллельно оси вращения, и нагнетатель воздуха в виде диагонального вентилятора 6. На другом торце вала закреплена осевая турбина 7. Вал 4 установлен на подшипниках в основании 8.
Основание 8 установлено в корпусе 3 и соединено с корпусом спрямляющим аппаратом 9. В корпусе 3 выполнена проточная часть пылеотделителя. В корпусе также закреплен цатрубок 10 выброса пыли. В основании 8 закреплен корпус соплового аппарата 1! турбины. К корпусу соплового аппарата присоединен входной трубопровод 12.
На периферии корпуса соплового аппарата присоединен выходной трубопровод 13. К основанию 8 присоединен короб 14 воздухораспределителя, имеющий заглушенную полость 15 со стороны задней стенки кабины 1.
За одно целое с коробом воздухораспределителя выполнен воздуховод 16. С зазором 17 относительно воздуховода 16 установлен дополнительный поворотный воздуховод 18.
Во внутренней полости поворотного воздуховода установлен калорифер 19. На выходе из воздуховода 18 установлена заслонка 20 с возможностью поворота к стенкам воздуховода 18.
Система работает следующим образом.
Запыленный воздух всасывается диагональным вентилятором 6 пылеотделителя, раскручивается и подается в межлопастные каналы сепарационного ротора 5. Частицы пыли под действием центробежной и кориолисовой силы отбрасываются к внутренней стенке корпуса 3 и далее автоматически и непрерывно вместе с частью воздуха уда5
1О
25 зо ляются через патрубок 10 выброса пыли за пределы пылеотделителя.
Очищенный от пыли воздух через спрямляющий аппарат 9 поступает в короб воздухораспределителя с радиальным распределением потока.
Диагональный вентилятор 6 и сепарационный ротор 5 приводятся во вращение осевой турбиной 7. Сжатая среда подается на лопатки турбины через сопловой аппарат 11.
Очищенный воздух из короба воздухораспределителя через воздуховод 16 направляется в поворотный воздуховод 18. При движении воздуха из короба в воздуховод 18 через зазор 17 подсасывается воздух из кабины за счет эжекционного эффекта. На входе в воздуховод 18 происходит смешивание обоих потоков воздуха. Увеличивая или уменьшая зазор 17, можно регулировать количество подсасываемого воздуха и тем самым увеличивать или уменьшать рециркуляцию воздуха в кабине.
Далее воздух проходит через теплообменник (не показан) калорифера 19 и поступает к заслонке 20. Если заслонка установлена в положение, указанное на фиг. 1, то поток воздуха поступает к полу 21 кабины 1, омывая попутно лобовое стекло 22 кабины. В этом случае включается калорифер и система работает в режиме «отопления». Теплые потоки воздуха достигают пола кабины, отражаются, проходят в зоне ног водителя и его нижней части тела, поднимаются вверх и поступают в зазор 17, разбавляя холодный воздух, поступающий из пылеотделителя. Часть воздуха выходит через неплотности кабины.
Если заслонка 20 установлена в положение, указанное на фиг. 2, то поток воздуха резко поворачивается в зону дыхания водителя. В этом случае калорифер отключается, система работает в режиме «вентиляция». Воздух омывает верхнюю часть тела водителя и через зазор 17 подмешивается к воздуху, выходящему из пылеотделителя.
Предлагаемая система позволяет повысить эффективность и комфортность в кабине. Создание рецеркуляционного потока воздуха в кабине путем подсоса через зазор 17 обеспечивает экономичную работу теплообменника калорифера. Распределение потока воздуха к полу кабины в холодное время года с одновременным обогревом стекла и распределение потока в верхнюю часть кабины в теплое время обеспечивает необходимую комфортность водителя и повышает производительность его труда. Причем, в последнем случае, учитывая возможное накопление пыли на полу кабины через неплотности и щели, распределение потока воздуха только в верхнюю часть кабины позволит устранить попадание пыли с пола в зону дыхания водителя.
937240
Формула изобретения
1. Система отопления и вентиляции транспортного средства, содержащая установленный на крыше транспортного средства корпус, внутри которого расположен нагнетатель воздуха, связанный с воздухораспределителем, имеющим короб с выходным воздуховодом, и калорифер, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности и комфортности в кабине путем равномерного распределения в ней потока воздуха, воздухораспределитель снабжен дополнительным поворотным воздуховодом, который установлен с зазором относительно указанного выходного воздуховода, при этом упомянутый калорифер размещен в дополнительном воздуховоде, имеющем на выходе заслонку.
2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что в корпусе установлен пылеотделитель.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
_#_677956,,кл. В 60 Н 3/00, 1977.
2. Авторское свидетельство СССР
Х 302562, кл. F 24 F 7)02, 1968 (прототип).
937240
Составитель Г. Петрова
Редактор В. Иванова Техред А. Бойкас Корректор М. Шароши
Заказ 4340/21 Тираж 718 Поднисное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
I 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент>, r. Ужгород, ул. Проектная, 4