Дельтаплан с балансирным управлением

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВМДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик о1937271 (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 24 ° 10 ° 80 (21) 3009157/40-23 с присоединением заявки ¹(23) Приоритет—

Опубликовано 230682, Бюллетень № 23 (51) М. Nn.

В 64 С 31/02

В 64 С 31/06

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (531УДК 629.734..334 (088.8) Дата опубликования описания 23.06.82 (72) Автор изобретения

l0.В. Морозов (71) Заявитель (54) ДЕЛЬТАПЛАН С БАЛАНСИРНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ

Изобретение относится к авиастроению, а именно к конструкции дельтапланов.

Известен дельтаплан с балансирным управлением, содержащий килевую трубу, боковые трубы, мачту, гибкую обшивку и антипикирующее устройство, повышающее безопасность полетов, состоящее из .тяговых элементов (шнуров), 1О кренящихся к обшивке в носовой части к левой и правой плоскости (11

Недостатком дельтаплана с таким антипикирующим устройством RBII HBTcR то, что для приведения его в действие . пилоту необходимо выполнять дополнительные действия, отвлекающие его от непосредственного управления Дельтапланом, а также необходимость иметь запас высоты для выхода из пикирования.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является дельтаплан с балансирным управлением, содержащий килевую трубу, боковые трубы, мачту, гибкую обшивку с латами и антипикирующее устройство, выполненное в виде дополнительных тросов крепящихся свободно (без натя,га) к двум ближайшим к килевой трубе латам с одной стороны и к мачте с другой (2) .

Недостатком дельтаплана с указанным антипикирующим устройством является то, что оно начинает работать тогда, когда дет;ьтаплан уже попал в режим пикирования, обшивка уже поте- ряла свою форму и несущие свойства, т.е. работает с некоторым запаздыванием, нежелательным при полетах йа малых высотах, так как необходимо иметь запас высоты для выхода иэ пикирования.

Цель изобретения — повьхаение безопасности полетов на дельтапланах путем предотвращения попадания в режим пикирования.

Цель достигается тем, что дельта лан с баланснрным управлением, содержащий килевую трубу, боковые трубы, мачту, гибкую обшивку, оборудован антипикирующим устройством, выполненным в виде руля тангажа с триммером, подпружиненным в нейтральном положении, и регулируемого кулачка, взаимодействующего с триммером при подходе к режиму пикирования, при этом руль тангажа установлен шарнирно, а регулируемый кулачок жестко закреплен перед крылом на продолже937271

Формула изобретения нии килевой трубы, ось вращения ру,ля тангажа размещена впереди центра давления руля тангажа с триммером, а центр тяжести их совмещен с осью вращения руля.

Размещение антипикирующего устрОйства в носовой части дельтаплана и предлагаемое выполнение его позволяют предотвратить пикирование благодаря тому, что, во-первых, используется невозмущенный поток перед крылЬм, который не зависит от характера обтекания крыла. На руль тангажа на всех режимах полета, в том числе и на срывных режимах, попадает невоэмущенный чистый поток.

Во-вторых, регулируемый кулачок настраивается таким образом, что он взаимодействует с триммером, отклоняя его заднюю кромку вверх, еще до начала опасного режима — затягивания в пикирование. При этом триммер создает рулю тангажа угол атаки. На руле возникает подъемная сила, которая выводит дельтаплан на большие углы атаки. Таким образом, дельтаялан автоматически уходит от опасных углов атаки, не попадая в пикирование.

В-третьих, после выхода на безопасные углы атаки задняя кромка триммера освобождается от кулачка (сосг кальэывает с него), пружина устанавливает его в нейтральное положение относительно руля и система руль тангажа - триммер занимает исход- . ное положение - флюгерное.

На фиг. 1 изображен дельтаплан в плане; на фиг. 2 — антипикирующее устройство в нормальном полете, вид сбоку1 на фиг. 3 — то же при подходе к режиму пикирования.

Дельтаплан содержит килевую трубу

1, боковые трубы 2, гибкую обшивку 3.

На продолжении килевой трубы шарнирно закреплен руль 4 тангажа с триммером 5, удерживаемым в нейтральном положении пружиной 6 ° Кулачок 7 закреплен на втулке 8 посредством винтов 9. Втулка фиксируется на продолжении килевой трубы стопорным винтом 10.

В нормальном полете руль тангажа работает во флюгерном режиме, т.е. всегда находится под нулевым углом атаки и, следовательно, не создает момента.

При приближении угла атаки дельтаплана к опасному d и аэродинамическая сила триммера У опускает заднюю кромку руля тангажа вниз, создавая ему положительный угол атаки d,p . Аэродинамическая сила руля Ур создает относительно центра тяжести дельтаплана кабрирующий момент М,g> который выводит дельтаплан на безопасные углы атаки. После выхода на большие углы атаки задняя. кромка триммера сходит с кулачка и руль тангажа опять начи15 нает флюгировать.

Дельтаплан с таким антипикирующим устройством, в отличие от известных, не выходит из пикирования, а просто не имеет этого режима, автоматически

20 выходя на ббльшие углы атаки всякий раз, когда приближается к зоне опасных .углов атаки. Это значительно повышает безопасность полетов на малых высотах.

Дельтаплан с балансирным управлением, содержащий килевую трубу, боковые трубы, мачту, гибкую обшивку и антипикирующее устройство, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повьыения безопасности полета путем предотвращения попадания в режим пикирования, антипикирующее устройство выполнено в виде руля тангажа с триммером, подпружиненным в нейтральном положении, и регулируемого кулачка, взаимодействующего с триммером при

40 подходе к режиму пикирования, при

Ьтом руль тангажа установлен шарнирно, а регулируемый кулачок жестко закреплен перед крылом на продолжении килевой трубы, ось вращения руля

45 тангажа размещена впереди центра давления руля тангажа с триммером, а центр тяжести их совмещен с осью вращения руля.

50 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Патент Франции Р 2284518, кл. В 64 С 31/02, 1976. .2 ° Жеглов В.A. и др. Учись летать на дельтаплане. М., Изд-во

ДОСААФ СССР, 1980, с. 74-75,рис. 86 (прототип) ..

937271

НЮ 4 юУернуаю

Составитель В. Гутник

Текред Е. Харитончик еорректор Ю Макаренко

Редактор С. Натрушева

Тирак 440 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

l13035у Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Эаказ 4350/22.Филиал ППП Патент, г. Ужгород, Ул. Проектная, 4