Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Соцнапистичесиих
Ресиубпии (iii 937526 (61) Дополнительное к авт. свил-ву Р 837982 (22) Заявлено 03.08.79 (21) 2807205/22-02 с присоединением заявки М (28) Приоритет (5! )М. Кл.
C 21 0 9/34
Ркударствеаьй квинтет
СССР ао делам вэебретенкк и еткрьпкй
Опубликовано 23.06.82. Бюллетень М 23 (53) УД К 621.785. .796:629.11. .012.3 (088.8) Дата опубликования описания 23.06.82
А, Ф. Гринев, Г. А. Блажнов, М. С. Валех
М. В. Кузьмичев, В. И. Узлов, П. Ф. Мнрф и В. Е. Кудин (72) Авторы изобретения
kl "РВИ ЩЭТВМИеЭИАВ
%МЫМИ йа А
Институт черной металлургии (7I ) Заявитель (54) СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ UEJIbHOKATAHHblX
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС
Изобретение относится к области терми. ческой обработки металлов, а именно к термической обработке железнодорожных колес.
Известны способы термической обработки колес с упрочнением только обода (1), с упрочнением всех элементов колеса (2), а также способ термической обработки цельнокатанных железнодорожных колес для увеличения нх эксплуатационной надежности путем повышения хладостойкостн диска и мест пере. хода его в обод и ступицу.
По основному авт. св. 1Р 837982, известен способ термической обработки цельнока. таиных железнодорожных колес, включающий нагрев до температуры аустенитизации, l5 независимое прерывистое спрейерное охлаждение обода, диска и мест перехода диска в обод и ступицу, в процессе которого охлаждение диска и мест его перехода в обод и ступицу начинают по достижении средней температуры обода 480 — 520 С и ведут его со скоростью выше критической. После этого ведут дифференцированно отпуск элементов колеса: обода при температуре 480 — 520 С, а диска и мест его перехода в обод и ступицу при температуре 600 — 650 С (3).
Недосгаток известного способа заключается в том, что он не обладает простотой исполнения. Это объясняется тем, что осуществление дифференцированного отпуска элементов колеса в одном тепловом агрегате затруднительно. Обеспечение отпуска обода, диска и мест его перехода в обод и ступицу при разных температурах требует проектирования и изготовления теплового агрегата, обеспечивающего заданные условия нагрева.
Он представляет собой довольно сложное устройство и особенно для нагрева колес при их поточном производстве.
Цель изобретения — упрощение процесса термической обработки железнодорожных колес.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу, включающему нагрев до температуры аустенитнзацли, прерывистое спрейерное охлаждение обода, диска н мест перехода диска в обод и .ступицу и последующий отпуск: обода при 480-520 С, а диска
3 93752 и мест его перехода в обод и ступицу при
600-650 С, сначала производят отпуск диска и мест его перехода в обод и .ступицу, а затем производят отпуск всего колеса.
Вследствие этого упрощается процесс
S термообработки железнодорожных колес.
Способ реализуется следующим образом.
Колесо нагревают до температуры аустенинитизации, осуществляют прерывистое спрейерное охлаждение обода, в течение 120- tð
200 с при давлении воды 2 — 5 ати, диска и мест перехода диска в обод и ступицу. При этом охлаждение диска и мест его перехода в обод и ступицу начинают по достижении средней температуры обода 480 — 520 Ñ и . ведут его в течение 80 — 160 с при давлении воды 5,0 атм со скоростью выше критической. Затем следует дифференцированный отпуск элементов колеса, при которой вначале ведут отпуск диска и мест его перехода
20 в обод и ступицу, при температуре 600—
650 С, после чего следует отпуск всего колеса при температуре 480 — 520 С.
Такая последовательность операций отпуска элементов колеса позволяет обеспечить в диске и местах перехода его в обод и ступицу требуемую структуру и комплекс свойств.
Следующий отпуск всего колеса при 480— .520 С обеспечивает требуемые уровень прочности в ободе н систему остаточных напря30 жений в элементах колеса.
Пример. Колеса, изготовленные из стали с содержанием углерода 0,50, 0,58 и
0,65%, термически обрабатывают по предла6 ф гаемому способу и для сравнения по известному способу.
Сначала -колеса нагревают до температуры
860, 840 и 820 С, затем выдерживают их в течение 0,5 ч. После этого колеса загружают в устройство, где элементы колеса упрочняются в следующем порядке: вначале охлаждают обод, затем по достижении средней температуры обода 480 — 520 С охлаждают диск и места его перехода в обод и ступицу со скоростью выше. критической (для стали с содержанием 0,50 — 0,65% îíà составляет 50 — 60 С с). Параметры охлаждения обода колес и диска и их отпуска приведены в табл. 1. После упрочнения элементы колеса отпускают в следующей последовательности: вначале отпускают диск и места перехода в обод и ступицу при температуре 600 — 650 С в течение 10 — 15 мин, для чего колесо помещается в индуктор тиристорного преобразователя частоты ТПЧ вЂ” 1, где нагревается диск, после чего колесо помещается в электроколодец, где обод и диск отпускаются при температуре 480 — 520 С в течение 2,5 ч. После осуществления отпуска, колеса в стопах остывают на воздухе.
Механические свойства диска, ударная вязкость при -70 С и хладостойкость в виде
Тк приведены в табл. 2.
Таким образом, предложенный способ позволяет упростить процесс термообработки, обеспечивая практически одинаковые свойства.
937526
1 !
О О О
3 gч чф 0 о Я д о о
\ф е(«е м Q о о а мъ а о о . о о ю сч сч ч о о о в <> rv оо в ч о о
937526
Таблица 2
Механические свойства
С«с б
Тк, С
68 кг/мм
Ан - 70 кг/см
Ан + кг/с — 90
Извес (н ый
78,0
20,0
52,0
15,0
2,5
88,0
49,0
18,0
12,0.
2,0
0,65
16,0
90,0
47,0
10,0!,9 — 65
21,0 49,0
76,6
П(>с>!л» "нонн> >(* 0 10
14,0 — 90
2,6
87,0
0(,S8
-- 80
17,0 48,0
13,0
1,9
10,0
D,6S
15,0 48,0 — 65
89,0
1,8
Составитель А. Секей
Техред И. Гайду
Корректор А. Дзятко
1(едактор Г. Волкова
Подписное
Тираж 587
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Зак.л 4>81 35 филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 (1> (> р м у .(:а и з о б р с т е н и я
Сн«соб тср-;(ической обработки цельнокатан .ы: >;с:(е:>:(:>Л.;р»>кных колес ио авт. св.
N 8т>О;(>.от.(нчающийся тем, >по, с це:,ыо упрощения процесса, сначала
30 нрсн(знодят отпуск диск:(и мест его нерехон об>>>(и сту .пгцу. а затем производят от(й с(к ((с>е(оь>(вса.
Ф" °
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Технологическая инструкция колесопрокатного цеха завода им. К. Либкнехта. ТИК
11 -77. днепропетровск, 1977.
2. Авторское свидетельство СССР N 253849, кл. С 21 0 9/34, 1969.
3. Авторское свидетельство СССР N 837982, кл. С 21 0 9/34, 1979.