Рабочее колесо турбомашины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Совет сник
Социалистических
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
F 04 О 29/34
ГосуАарственный комитет
СССР по делаи изобретений н открытий
Опубликовано23. 06.82. Бюллетень № 23 (53) УДК 621.515 (088. 8) Дата опубликования описания 23 . 06 .82 (54) РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТУРБОИАШИНЫ
Изобретение относится к энергетическому машиностроению и может быть использовано в осевых компрессорах.
Известно рабочее колесо турбомашины, содержащее лопатки, имеющие хвос. товики с пазами и установленные в диске, снабженном кольцевым выступом с пазом, в котором и в пазах хвостовиков лопаток размещено стопорное разрезное кольцо, и фиксатор кольца (1g. !
О
Однако указанная конструкция рабочего колеса требует высокой точности изготовления, имеет большие габариты и вес и сложна в монтаже, что снижает надежность работы.
Наиболее близким к предложенному является рабочее колесо турбомашины, содержащее лопатки, имеющие хвостовики с пазами и установленные на диске, снабженном кольцевым выступом с пазом, в котором и s пазах хвостовиков лопаток размещено стопорное разрезное кольцо, и фиксатор кольца, выполнен- .
2 ный в виде полого штифта, установленного в месте кольца (2 j.
Однако в такой конструкции рабочего колеса обеспечивается только радиальная фиксация стопорного кольца от перемещений, а от окружных перемещений оно удерживается только силой трения, которой бывает недостаточно при резких изменениях числа оборотов рабочего колеса, что ведет к проскальзыванию кольца относительно диска и его износу, снижая тем самым надежность работы.
Целью изобретения является повышение надежности работы.
Указанная цель достигается тем, что в выступе диска выполнено радиальное отверстие, в кольце - сегментная выемка, штифт установлен в отверстии и. выемке, à его бурт имеет прямоугольную форму и контактирует с внутренней поверхностые кольца в месте его разреза и диском.
3 93
На фиг, 1 показано рабочее колесо продольный разрез; на фиг. 2 - вид
А на Фиг. 1.
Рабочее колесо 1 содержит лопатки
2, имеющие хвостовики 3 с пазами 4 и установленные на диске 5, снабженном кольцевым выступом 6 с пазом
7, в котором и в пазах 4 хвостовиков 3 лопаток 2 размещено стопорное разрезное кольцо 8, и фиксатор кольца 8, выполненный в виде штифта 9, устанолвенного в .месте разреза 1О кольца 8, В выступе 6 диска 5 выполнено радиальное отверстие 11, в кольце 8 - сегментная выемка 12, и штифт 9- установлен в отверстии
11 и выемке 12, а его бурт 13 имеет прямоугольную форму и контактирует с внутренней поверхностью 14 кольца
8 в месте его разреза 10 диском 5.
При работе осевые усилия от лопаток 2 воспринимаются стопорным кольцом 8. От радиальных и окружных перемещений кольцо 8 удерживается штифтом 9, причем радиальные перемещения - буртом 13, а окружные за счет одновременного размещения штифта 9 в отверстия 11 и выемке 12.
Такое выполнение рабочего колеса обеспечивает надежную фиксацию стопорного кольца от окружных перемеще7786 ний, исключает износ кольца и паза, что повышает надежность работы.
Формула изобретения
Рабочее колесо турбомашины, содержащее лопатки, имеющие хвостовики с пазами и установленные на диск ке, снабженном кольцевым выступом с пазом, в котором и в пазах хвостовиков лопаток размещено стопорное разрезное кольцо, и фиксатор кольца, выполненный в виде полого штифта, установленного в месте разреза кольца, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности работы, в выступе диска выполнено радиальное отверстие, в кольце - сегментная выемка, штифт установлен в отверстии и выемке, а его бурт имеет прямоугольную форму и контактирует с внутренней поверхностью кольца в месте его разреза и диском.
25 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Великобритании 6 . 1259750 кл. F 1 Т, опублик. 1969.
2. Авторское свидетельство СССР по заявке N 2704484, кл. F 04 D 29/34, 1978.
937786 еи 1
ВИРА
8 79 Ц
ВНИИПИ Заказ 4412/48 Тираж 678 Подписное филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4