Рабочее колесо турбомашины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Совет сник

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

F 04 О 29/34

ГосуАарственный комитет

СССР по делаи изобретений н открытий

Опубликовано23. 06.82. Бюллетень № 23 (53) УДК 621.515 (088. 8) Дата опубликования описания 23 . 06 .82 (54) РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТУРБОИАШИНЫ

Изобретение относится к энергетическому машиностроению и может быть использовано в осевых компрессорах.

Известно рабочее колесо турбомашины, содержащее лопатки, имеющие хвос. товики с пазами и установленные в диске, снабженном кольцевым выступом с пазом, в котором и в пазах хвостовиков лопаток размещено стопорное разрезное кольцо, и фиксатор кольца (1g. !

О

Однако указанная конструкция рабочего колеса требует высокой точности изготовления, имеет большие габариты и вес и сложна в монтаже, что снижает надежность работы.

Наиболее близким к предложенному является рабочее колесо турбомашины, содержащее лопатки, имеющие хвостовики с пазами и установленные на диске, снабженном кольцевым выступом с пазом, в котором и s пазах хвостовиков лопаток размещено стопорное разрезное кольцо, и фиксатор кольца, выполнен- .

2 ный в виде полого штифта, установленного в месте кольца (2 j.

Однако в такой конструкции рабочего колеса обеспечивается только радиальная фиксация стопорного кольца от перемещений, а от окружных перемещений оно удерживается только силой трения, которой бывает недостаточно при резких изменениях числа оборотов рабочего колеса, что ведет к проскальзыванию кольца относительно диска и его износу, снижая тем самым надежность работы.

Целью изобретения является повышение надежности работы.

Указанная цель достигается тем, что в выступе диска выполнено радиальное отверстие, в кольце - сегментная выемка, штифт установлен в отверстии и. выемке, à его бурт имеет прямоугольную форму и контактирует с внутренней поверхностые кольца в месте его разреза и диском.

3 93

На фиг, 1 показано рабочее колесо продольный разрез; на фиг. 2 - вид

А на Фиг. 1.

Рабочее колесо 1 содержит лопатки

2, имеющие хвостовики 3 с пазами 4 и установленные на диске 5, снабженном кольцевым выступом 6 с пазом

7, в котором и в пазах 4 хвостовиков 3 лопаток 2 размещено стопорное разрезное кольцо 8, и фиксатор кольца 8, выполненный в виде штифта 9, устанолвенного в .месте разреза 1О кольца 8, В выступе 6 диска 5 выполнено радиальное отверстие 11, в кольце 8 - сегментная выемка 12, и штифт 9- установлен в отверстии

11 и выемке 12, а его бурт 13 имеет прямоугольную форму и контактирует с внутренней поверхностью 14 кольца

8 в месте его разреза 10 диском 5.

При работе осевые усилия от лопаток 2 воспринимаются стопорным кольцом 8. От радиальных и окружных перемещений кольцо 8 удерживается штифтом 9, причем радиальные перемещения - буртом 13, а окружные за счет одновременного размещения штифта 9 в отверстия 11 и выемке 12.

Такое выполнение рабочего колеса обеспечивает надежную фиксацию стопорного кольца от окружных перемеще7786 ний, исключает износ кольца и паза, что повышает надежность работы.

Формула изобретения

Рабочее колесо турбомашины, содержащее лопатки, имеющие хвостовики с пазами и установленные на диск ке, снабженном кольцевым выступом с пазом, в котором и в пазах хвостовиков лопаток размещено стопорное разрезное кольцо, и фиксатор кольца, выполненный в виде полого штифта, установленного в месте разреза кольца, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности работы, в выступе диска выполнено радиальное отверстие, в кольце - сегментная выемка, штифт установлен в отверстии и выемке, а его бурт имеет прямоугольную форму и контактирует с внутренней поверхностью кольца в месте его разреза и диском.

25 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Великобритании 6 . 1259750 кл. F 1 Т, опублик. 1969.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке N 2704484, кл. F 04 D 29/34, 1978.

937786 еи 1

ВИРА

8 79 Ц

ВНИИПИ Заказ 4412/48 Тираж 678 Подписное филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4