Подшипник скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(72) Авторы изобретения
A.Õ. Корман и В.И. Стаценко (71) Заявитель
Рудненский индустриальный институт (54) ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ
Эта цель достигается тем, что в подшипнике скольжения, содержащем корпус, конусную антифрикционную втулку, втулку-компенсатор натяга и упирающееся в ее торец поджимное устройство, поджимное устройство выполнено в виде подпружиненного клина-кулачка с профилем рабочей поверхности, образуемым кривой, определяемой по следующей зависимости сх Х
У = — 4} о- — )
F 2 где с
}(0 у,х фиг. 1 показан подшипниковый разрез; на фиг. 2 -. схема уси механизме клина-кулачка.
На узел, лий в
Изобретение относится к машиностроению, а именно к опорам скольже ния, и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства в качестве регулируемого подшипника скольжения в условиях повышенной 5 образивности среды.
Известен регулируемый подшипник скольжения, в котором радиальный зазор регулируется при помощи специального нажимного устройства íà- 10 жимной пружины (1).
Однако известный регулируемый подшипник скольжения при изнашивании вкладышей за счет изменения характеристики пружины имеет непостоянную силу поджатия, что при значительных величинах износа приводит к неизбежному увеличению радиального зазора, к невозможности его регулирования и к дальнейшему выходу из строя подшипникового узла.
Целью настоящего изобретения является обеспечение постоянства натяга. жесткость пружины; сила лоджатия втулки-компен сатора; рабочий ход клина-кулачка; текущие координаты кривой рабочей поверхности клинакулачка.
3 937809
Подшипниковый узел состоит из копуса 1, конусной антифрикционной втулки 2, втулки-компенсатора 3 натяга и крышки 4. В крышке 4 расположена нажимная крышка 5, которая прижимается к втулке 3 с помощью клина-кулачка б, закрепленного на подвижном штоке 7, перемещающемся в направляющих втулках 8. Пружина
9 прижимает клин-кулачок 6 к нажим- о ной крышке 5. Профиль клина-кулачка выполнен таким образом, что усилие, I выбирающее зазор, возникающий в результате износа, остается постоянным.
Устройство работает следующим образом.
При появлении износа рабочих поверхностей нажимная крышка 5 под действием усилия пружины 9 и специального профиля клина-кулачка 6 перемещает втулку-компенсатор 3 и антифрикционную втулку 2 в осевом направлении на величину, компенсирующую износ. Наличие конических втулок и устройства регулирует как у радиальную, так и осевую нагрузку.
Автоматическая компенсация износа приводит к сохранению точности вращения на протяжении всего периода эксплуатации подшипникового узла. Зо
Использование такого подшипника позволяет повысить работоспособность подшипниковых узлов, надежность которых существенно сказывается на повышении надежности и устойчивости работы механизма в целом.
Формула изобретения
Подшипник скольжения, содержащий корпус, конусную антифрикционную втулку, втулку-компенсатор натяга и упирающееся в ее торец поджимное устройство, отличающийся тем, что, с целью обеспечения постоянства натяга, поджимное устройство выполнено в виде подпружиненного клина-кулачка r профилем рабочей поверхности, образуемым кривой, определяемой по следующей зависимости
ñõ Х (Xo
F 2 где с — жесткость пружины;
F - сила поджатия втулки-компенсатора;
Х вЂ” рабочий ход клина-кулачка; о у,х — текущие координаты кривой рабочей поверхности клинакулачка.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1, Авторское свидетельство СССР
N 411241, кл. F 16 С 25/04, 1971 (прототип).
937809
Составитель Б. Моисеева
Редактор П. Коссей Техред С, Мигунова корректор М. Пожо
Заказ 4415/49 Тираж 803 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1!3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4