Зубчатое колесо
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советсиик
Социаяистичесиия
Ресяттбяии
ЬП ИСАНИЕ
ИЗЬЬРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (iii937826 (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) За влено 05.12. 80(21) 3211805/25-28 с присоединением заявки йт (5I )NL. Кл.
F 16 Н 1/06
F 16 Н 55/17
3Ьаудярстйвяяыя кемятвт
CCCP яо явим язвб1штеяяй я еткрмтяя (23) Приоритет
Опубликовано 23.06.82. Бтоллетеиь ра 23 (53) УДК 621.833 (088. 8) Дата опубликовании описания 23.06 82
А. И. Рагрин, В. С. Гуревич и Ю. Д. Харитонов (72) Авторш изобретения г
Ростовский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет (71) Заявитель (S4) ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО
Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано при проектировании тяжелонагружениых зубчатых передач и редукторов. . Известно зубчатое колесо, снабS женное упорами, закрепленными в средней части на внутренних сторонах выступов ступицы, при этом гребни вен ца расположены между упорами каждой пары, а пружины - между упорами соседних пар выступов 313.
Недостатком известного колеса является то, что в процессе работы зона галтели зуба подвергается динамической нагрузке.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достига" емому эффекту является зубчатое колесо, содержащее венец, на торцовых поверхностях которого расположены выступы. В зубчатом колесе отсутствуют наклонные поверхности, взаимодействующие с выступами 2 .
Недостатком этого зубчатого колеса является низкая долговечность и .усталостная прочность зубьев.
Цель изобретения - повышение долговечности и усталостной прочности зубьев.
Укаэанная цель достигается тем, что в зубчатом колесе, содержащем венец, на торцовых поверхностях которого расположены выступы, поверхности выступов, обращенные друг к другу, наклоны, колесо снабжено дополнительным элементом, имеющим наклонные поверхности, сопрягающиеся с наклонными поверхностями высту" пов, а угол наклона поверхностей выступов и дополнительного элемента выбран из условия самоторможения.
Дополнительний элемент подпружинен и ограничен в перемещении в направлении сопряжения наклонных поверхностей.
На чертеже изображена часть венца зубчатого колеса.
7826 4 отношением = cd „ I где 04 С < 0,6 - коэффициент.
Изобретение позволяет повышать примерно в два раза допустимые на-, пряжения, что приводит к повышению долговечности зубчатых колес. Кроме того, обеспечивается возможность испольэовать для зубчатых передач материалы, обладающие высоким пределом
10 рочности и ранее не применявшиеся для изготовления зубчатых колес иэ-за малой пластичности..Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1 ° Зубчатое колесо, содержащее венец, на торцовых поверхностях ко торого расположены выступы, о т л иуВ ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения долговечности и усталостной прочности зубьев, поверхности выступов, обращенные друг к другу, наклонены, колесо снабжено дополнительным элементом, имеющим наклонные поверхности, сопрягающиеся с наклонными поверхностями выступов, а угол наклона поверхностей выступов и дополнительного элемента выбран из условия самоторможения.
2. Колесо по и. l, о т л и ч аю щ е е с я тем, что дополнительный элемент подпружинен и ограничен в перемещении в направлении сопряжения наклонных поверхностей.
1. Авторское свидетельство СССР
Р 385110, кл. F l6 Н 1/00 1953, 2. Авторское свидетельство СССР
O 662772, кл. F 16 H 55/04, 1978 (прототип) .
3 93
На торцовой поверхности зуба выполнены выступы в виде буртиков 2, расходящиеся под углом с,между которыми вставлен дополнительный элемент - клин 3, ход клина 3 ограничен упором 4 и кроме того клин 3 вталкивается между. буртиками 2 пружинным элементом 5.
Зубчатое колесо работает следу" ющим образом..
Под действием рабочей нагрузки P зуб 1 деформируется, расстояние между буртиками 2 увеличивается и клин
3 под действием пружинного элемента 5 продвигается между буртиками 2, и Формула изобретения
После выхода зуба 1 из зацепления, в силу выбора угла *, из условия самоторможения для материала буртиков и клина, клин остается в том же положении, и, таким образом, сохраняет напряженное состояние, возникшее от рабочей нагрузки у основания зуба, до следующего вхождения зуба 1 в зацепление.
При вхождении зуба 1 е зацепление происходит нагружение зуба рабочей нагрузкой и одновременное разгружение клина, причем напряжения у основания остаются постоянными. Упор 4 необходим в случае, если колесо работает в режиме, при котором могут возникать пиковые нагрузки, намного превышающие те нагрузки, на которые колесо рассчитано, так как в этом случае возможно излишнее продвижение .клина 3 и, следовательно, сохранение черезмерных напряжений.
Использование предлагаемого изобретения позволяет получать статическое или близкое к нему напряженное состояние в зоне опасного сечения зуба в процессе работы.
Известно, что предел прочности 61, и предел усталости б связаны со937826
Составитель А. Верховский
Редактор П. Коссей Техред Ж. Кастелевич Корректор И Муска м а ю ю Ф Ю ЮЮ
Заказ 4420/50 Тираж 990 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
t 13035, Москва, Ж-35, Раувская наб., д. 4/5
Ю Ю
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4