Импульсный вариатор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е (937852
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (53)M. Кл.
F 16 Н 29/02 (22)Заявлено 13.03.80 (21) 2893142/25-28 с присоединением заявки ЭЬ
9кударствиные камктет
СССР
I!0 делам кзабретенне и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 23.06.82. Бюллетень Юв 23
Дата опубликования описания 23 06 82 (53)УДК 621.835. (088.8) А.Е; Кропп A.Н. Прудников И.И. 1(асаткин э —::, -„., ц Г.А. Акулов, B,È. Смирнов, А,А. Якушев, А.Я. Рызванович, 10.8, Янчевский и С.И. Шевкун " -" ;":,:i .
i
4 (72) Авторы изобретения
Ярославский политехнический институт и Даниловский завод деревообрабатывающих станков (7>) Заявители (54) ИИПУЛЬСНЫй ВАРИАТОР
Изобретение относится к машиностроению, а именно к импульсным вариаторам, применяемым для плавного изменения скорости вращения выходного вала, и может быть использовано
5 в передачах с бесступенчатым pery" лированием скорости.
Известен импульсный вариатор, содержащий корпус, размещенный в нем
1О ведущий вал с эксцентриковым коленом, на котором установлен внешний эксцентрик, ведомый вал с храповым венцом, эксцентриковый хомут, в цилиндрической расточке которого подвижно установлен механизм двойного эксцентрика, рычажный механизм с собачкой, причем собачка взаимодействует с храповым венцом ведомого вала, и упругий элемент, соединяю- 2о щий два рычага, один из которых жест ко связан с внешним эксцентриком, а другой - с эксцентриком ведущего вала (1 .
Недостатком такого вариатора является невозможность его применения в быстроходных приводах машин из"за больших нагрузок на рабочих элементах, обусловленных ударным характером переключения собачек храпового механизма.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является испульсный вариатор, содержащий корпус, размещенный в нем ведущий вал с эксцент-. риком, на котором установлен несамотормозящийся эксцентрик, ведомый вал с установленным на нем механизмом свободного хода, связанный с ним шатун, в расточке которого размещены оба эксцентрика, регулирующий механизм, включающий регулировочный вал, кинематически связывающий ведущий вал с несамотормозящимся эксцентриком, и валик управления, воздействующий на регулировочный вал (21.
4 стопоры 18, шарики 19 которых входят во впадины 20 полумуфты 14, образуя несамотормозящие пары.
Вариатор работает следующим образом.
При вращении вала 2 крутящий момент через механизм 6 свободного хода преобразуется в однонаправленное вращение ведомого вала 5. Регулирование передаточного отношения осуществляется изменением величины суммарного эксцентриситета эксцентриков 3 и 4 при их относительном повороте, происходящем при осевом перемещении регулировочного вала 10.
Для этого совместно поворачивают в требуемую сторону рукоятки 15 и
16 полумуфт,13 и 14.
При изменении длины суммарного эксцентриситета изменяется амплитуда качания механизма 6 свободного хода, меняя „тем самым частоту вращения ведомого вала 5 вариатора. При увеличении момента сопротивления на ве" домом валу до некоторого критического значения на выбранном режиме редуцирования шариковые стопоры 18 предохранительной Муфты 12 размыкаются и происходит поворот полумуфты
13 относительно полумуфты 14 в ближайшее новое положение для шариковых стопоров. При этом регулировочный вал 10 перемещается в осевом направлении, одновременно уменьшая суммарную длину эксцентриков 3 и 4 и, следовательно, передаточное отношение.
При уменьшении момента сопротивления до номинального значения вариатор переводится в исходный режим редуцирования путем поворота полумуфты 13 до совмещения рукояток 15 и 16.
Таким образом, изобретение позво" ляет повысить надежность вариатора за счет предохранения цепи ведущего вала от перегрузок вследствие того, что предохранительная муфта воспринимает только часть основной нагрузки и настраивается на меньший вращающий момент.
Формула изобретения
3 937852
Недостатком этого вариатора является невысокая надежность его работы, обусловленная тем, что с увеличением момента сопротивления на ве" домом валу вариатора происходит уве" личение нагрузки и в цепи привода ведущего вала, что ведет к ее перегрузке.
Цель изобретения - повышение надежности работы импульсного вариато- 10 ра, Эта цель достигается тем, что импульсный вариатор снабжен связывающей валик управления с корпусом предохранительной муфтой, одна полу- муфта которой жестко соединена с валиком- управления, а другая установлена на нем с возможностью поворота и фиксации относительно корпуса.
На фиг. 1 изображен вариатор, вид в плане; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг.
Вариатор содержит корпус 1, размещенный в нем ведущий вал 2 с эксцент" риком 3, на котором установлен несамотормозящийся эксцентрик 4. На ведомом валу 5 установлен механизм 6 . свободного хода. С ним связан шатун
7, в расточке 8 которого размещены эксцентрики 3 и 4. Регулирующий меха- низм 9 включает регулировочный вал
10 кинематически связывающий ведущий вал 2 с несамотормозящимся эксцентриком 4, и валик управления ll, воздействующий на регулировочный вал 10. Валик управления 11 связан
35 с корпусом 1 предохранительной муфтой 12, состоящей из двух полумуфт
13 и 14, причем полумуфта 13 жестко соединена с валиком управления, а
4О полумуфта 14 установлена на валике с возможностью поворота и фиксации относительно корпуса. Для обеспечения поворота полумуфты 13 и 14 оснащены рукоятками 15 5и 16, для удоб45 ства регулировки совмещенными в одной плоскости. В качестве предохранительной может быть использована любая конструкция муфты, например фрикционная, однако"-в качестве ва" рианта исполнения рассматривается пружинно-шариковая, как более износостойкая и обладающая более точной настройкой.
Полумуфта 12 выполнена с рядом цилиндрических отверстий 17 равномерно распределенных по окружности относительно оси валика 11, в которых размещены подпружиненные шариковые
Импульсный вариатор, содержащий корпус, размещенный в нем ведущий вал с эксцентриком, на котором установлен несамотормозящийся эксцентрик, ведомый вал с установленным на нем
5 937852 6 механизмом свободного хода, связан- ния, а другая установлена на нем с ный с ним шатун, в расточке которого возможностью поворота и фиксации отразмещены оба эксцентрика, регули- носительно корпуса. рующий,механизм, включающий регули" Источники информации, ровочный вал, кинематически связы- принятые во внимание при экспертизе вающий. ведущий вал с несамотормозя- 1. Мальцев В.Ф. Иеханические имщимся эксцентриком, и валик управле- пульсные передачи. М., "Иашиностроения, воздействующий на регулировоч- ние", 1978, с. 62, рис. 20. ный вал, отличающийся 2. Опыт и перспективы применения тем, что, с целью повышения надеж- >0 импульсных вариаторов в различных ности, он снабжен связывающей валик отраслях промышленности. Обзоры по управления с корпусом предохранитель- межотраслевой тематике ГОСИНТИ ной муфтой, одна полумуфта которой N 3/47-72. И., 1972, с. 37,. фиг. 12 жестко соединена с валиком управле- (прототип).
4Риг.1
937852
Составитель Б. Малой
Техред М. Тепер
Редактор П. Коссей
Корректор М, Демчик
Заказ 4421/51, Тираж 990 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушсхая наб., д, 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород„ ул. Проектная, 4