Составное зубчатое колесо

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Oll ИСАНИЕ

ИЗОВРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социалистических

Ресиублин iii937S62 (6l ) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 26. 12. 80 (2! ) 3257177/25-28 с присоединением заявки М (23) ПриоритетОпубликовано 23. 06. 82. Бюллетень № 23 .

Дата опубликования описания 23.06.82 (51)М. Кл.

F 16 K 55/14

Р 16 Н 55/17

3Ьеудвретвааый квиитвт

СССР во делам взобретенкй н открытий (53) УДК621.883 (088. 8) а

С.А. Беляев, С.А.Осипенко и В. Е. Старж 1ский (72) . Авторы изобретения

Институт механики металлополимерных систем

АН Белорусской CCP и Институт проблем" надежности, и долговечности машин АН Белорусской CCP (71) Заявители (54) СОСТАВНОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для исполь-, зования в механических приводах раз-, личных машин и механизмов. Известно составное зубчатое колесо, содержащее зубчатые венец и ступицу, имеющие параллельно оси колеса пазы, заполненные упругими соединительными элементами (1).

Недостатком известного колеса яв1О ляется неодинаковая жесткость венца в различных зонах колеса, следовательно, и равная податливость зуба.

Цель изобретения - повышение плавности работы колеса.

Указанная цель достигается тем, что в составном зубчатом колесе, содержащем зубчатый венец и ступицу, имеющие параллельно оси колеса пазы, заполненные упруГими соединитель - 2о ными элементами, последние расположены на оси симметрии каждого зуба в его основании, а в венце.под каждой впадиной выполнен дополнительный паз.

На фиг. 1 изображено составное зубчатое колесо, общий вид; на фиг.2схема деформации обода и перемещений зубьев колеса.

Составное зубчатое колесо содержит зубчатый венец 1 и ступицу 2, расположенные с концентрическим зазором 3 и связанные между собой упругими соединительными элементами

4, установленными с натягом в пазах зубьев 5-7, выполненных по линии разьема венца и ступицы. В основании каждой впадины выполнены дополнительные пазы 8, которые определяют изгибную жесткость венца на границе между соседними участками, принадлежащими единичным зубьям. В зависимости от требуемых прочностных и виброакусти" ческих характеристик колеса соединительные элементы 4 представляют собой цилиндрические ролики, сплошные или разреэные втулки, спиральные пружины, кроме того, на соедини-

93786

2 4 дит в зацепление реньше, а зуб 7 выходит из зацепления позже, чем это следует из геометрического расчета передачи, т.е. длительность фазы двухпарного зацепления увеличивается.

Слой упругоподатливого демпфирующего материала 9, нанесенный на соединительные элементы 4, а также демнфирующий материал, заполняющий зазор 3, изолируют венец от ступицы, гасят вибрации, возникающие в зацеплении.

Составное зубчатое колесо увеличивает коэффициент перекрытия передачи, выравнивает нагрузку между зубьями, снимает виброактивность, что ведет к повышению плавности работы.

Составное зубчатое колесо, содержащее зубчатый венец и ступицу, имею- щие параллельно оси колеса пазы, заполненные упругими соединительными элементами, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения плавности работы колеса, упругие соединительные элементы расположены на оси симметрии каждого зуба в его основании, и в венце под каждой впадиной выполнен дополнительный паз.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

N 335478, кл. F 16 H 55/14, 1971 (прототип), тельные элементы 4 может быть нанесен слой упругоподатливого демпфирующего материала 9. Таким же материалом мо"

we; быть заполнен зазор между венцом и ступицей.

В осевом направлении соединительные элементы и зубчатый венец Фиксируются .торцовыми накладками, закрепленными на ступице, стопорными шайбами, установленными в проточках на и> выступающих концах соединительных элементов, или другим известным способом.

Составное зубчатое колесо работает следующим образом.

Крутящий момент от зубчатого венца 1 передается на ступицу 2 через упругие соединительные элементы 4 обеспечивающие силовое замыкание и служащие шарнирными опорами для соответствующих зубьев. Под действием в Формула изобретения окружного усилия Е эуб 6 перемещается в сторону действия этого усилия, поворачиваясь на расположенном в его. основании упругом соединительном элементе 4,как на шарнире (Фиг. 2). и

Поворот зуба 6 вызывает волнообразную деформацию прилегающих к нему участков венца 1, обеспечиваемую наличием ослабленных пазами 8 сечений.

Зазор 3 между венцом 1 и ступицей 2 гарантирует беспрепятственную деформацию венца. При деформации венца происходит поворот зубьев 5 и 7 в направлении, llpoTHBofloJlo)NHQM дейст" вию окружного усилия, навстречу со" ответствующим зубьям ведущей шестерни (не показана). При этом зуб 5 вхоВПИИПИ Заказ 4422/52

Тираж 990 Подписное

Ь ° ММ Юф 4ф

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная„ 4