Прибор для комплексного контроля зубчатых колес
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(iii 937983
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОПИСЛНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 09.09.80 (2!) 2979783/25-28 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 23.06.82. Бюллетень № 23
Дата опубликования описания 25.06.82 (51 }IN. Кл.
G 01 В 5/20
4Ьеудерстееюй камктет
СССР аа далек кзабретекие и аткрытвв (53 } УД К 531, . 71 7.2: 621. . 833 (0 88. 8) (72) Автор изобретения (7! ) Заявитель (54) ПРИБОР ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО КОНТРОЛЯ
ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС то
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для контроля прямозубых и косозубых цилиндрических колес.
Известно устройство для контроля . угла наклона зубьев колес. Измерительный узел прибора состоит из двух соосных зубчатых колес - неподвижного, расположенного у нижнего торца и подвижного, расположенного у верхнего торца контролируемого колеса. Оба измерительных колеса имеют двухпрофильный контакт с контролируемым.
Перемещение каретки с контролируемым колесом на измерительную позицию производится по пневматическому чувствительному упору, который фиксирует вхсакдение нижнего зубчатого колеса во впадины контролируемого. Верхнее zo подвижное зубчатое колесо, установленное с возможностью тангенциального смещения, показывает отклонение направ пения зуба относительно заданного P 1) ., 2
Недостатком этого устройства является низкая точность измерений, обусловленная тем, что измерение погрешности направления осуществляется двумя измерительными колесами путем относительного тангенциального смешения одного из них в плоскости, перпендикулярной оси вращения. Поэтому измерительная база (расстояние между точками контакта зубьев измерительных колес с контрспируемыми) уменьшается на вепичину, равную ширине венца измерительного колеса, что существенно для колес с относительно малой шириной зубчатого венца.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и. достигаемому результату является прибор для комплексного контроля зубчатых колес, содержащий основание, установленные на нем узел для базирования контролируемого колеса и каретку, узел для базирования измерительного колеса, кинематически связанный с кареткой, и индикатор, кон3 9370 тактирующий с узлом для базирования измерительного колеса f 2), Кинематическая связь выполнена в виде сферического шарнира, обеспечивающего возможность поворота оси измерительного колеса в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. В процессе вращения контролируемого и измеуп тельного колес погрешности зацепления вызовут радиальное перемещение оси 10 измерительного колеса и поворот ее в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.
Недостатком известного прибора является то, что он измеряет порознь непа- 15 раллельность и перекос осей измерительного и контролируемого колес, составляющие погрешность направления зубьев, оказывающую влияние на работоспособность зубчатых zonec в связи с возни- 2р каюшей неравномерностью распределения нагрузок по ширине зубчатого венца.
Кроме того, точность измерений Чнижается за счет трения на зубьях и зазорах в шарнире. 25
Кроме того, использование прибора ограничено вследствие больших габаритов шарнира, что имеет значение при контроле венцов внутреннего зацепления с относительноо малой pBGHocTbIQ чис ел зубьев 3ф контролируемого и измерительного колес.
Uem изобретения - расширение функциональных возможностей и повышение точности контроля.
Указанная цель достигается тем, что в приборе для комплексного контраля зубчатых колес, содержащем основание, установленные на нем узел рая базирования контролируемого колеса и каретку, узел для базирования иэмеуктельного колеса, кинематически связанный с кареткой, и индикатор, контактирующий с уз»лом для базирования измерительного колеса, кинематическая связь выполнена ч в виде двух пластинчатых пружин, расположенных под углом друг к другу по обе стороны от линии центров измерительного колеса и узла для базирования контролируемого колеса так, что одни концы каж дой пружины закреплены в каретке, а другие - на узле для базирования изме56 рительного копеса.
На фиг. 1 представлен прибор, общий вид на фиг. 2 - разрез А»А на фиг. 1; иа фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1.
Првбор содержит основание 1, установленные на нем узел 2 для базирования контролируемого колеса 3 и каретку 4, 83 4 узел 5 для бааирования измерительного копеса 6, кинематическую связь 7, выполненную в виде двух пластинчатых пружин 8, расположенных под углом друг к другу по обе стороны от линии центров измеритепьного колеса 6 и узла для базирования контролируемого колеса 3 так, что одни концы каждой пружины 8 закреплены на каретке 4, а другие - на узле 5 для базирования измерительного колеса 6, и индикатор 9, контактирующий с узлом 5 для базирования измерительного колеса.
Прибоо работает следующим образом.
Измерительное колесо 6 вводится, например, в двухпрофильный контакт с контролируемым колесом 3 и поджимается пружиной (не показана).
При наличии погрешностей направления зубьев контролируемого zoneca 3 измерительное колесо 6 перемещается, деформируя пластинчатые пружины 8 в направлении, показанном стр псами на фиг. 2. Вместе с измерительным колесом
6 поворачивается жестко связанный с ним узел 5 для базирования измерительного колеса 6, контактирующий с индйкатором 9, по показаниям которого можно судить о величине погрешности направления зубьев контролируемого zone
CB 3.
Использование изобретения позволят значительно снизить трудоемкость контроля, повысить его точность, надежность и долговечность передач.
Формула изобретения
Прибор для комплексного контроля зубчатых колес, содержаший основание, установленные на нем узел для базирования контролируемого колеса и каретку, узел для базирования измерительного колеса, кинематически связанный с кареткой, и индикатор, контактирующий с узлом для базирования измерительного колеса, отличающийсятем, что, с целью расширения функциональных воэможностей H повышения точности контроля, кинематическая связь выполнена в виде двух пластинчатых пружин, расположенных под углом друг к другу по обе стороны от линии центров измерительного колеса и узла для базирования контролируемого колеса так, что одни концы каждой пружины закреплены иа
5 М79М 6 каретке, а другие - на узле дпя базиро. 1. Патент США М 3224105, вання измерительного колеса. кл. 33-179 5, 1965.
Источники информации, 2. Авторское свидетельство СССР принятые во внимание при экспертизе % 248255, кл. GO1 В 5/24, 1968.
Фис. 1
937983
4-д
Фиа 2
Фиг.Я
Составитель Е. Щелина редактор Н. Пушненкова Техред Т.Маточка Корректор У. Пономаренко
Заказ 4439/58 Тираж 614 Подписное
BHHHrIH Государствепюго комитета CCCP по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент", г, Ужгород, ул. Проектная, 4