Устройство для стимуляции водителя транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскни
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДИТИЗЬСТВУ (6I ) Дополнительное к ввт. свид-ву (22) Заявлено 10.04. 80 (2l ) 2908609/28-13
I с присоединением заявки М
А 61 В 5/05
//A 61 N 1/36
9вударстеайай квнитвт
СССР
IIo делан иаабрвтвиий и втврытий (23) Приоритет
Опубликовано 30.06 82. Бюллетень М 24 (53) УДК 615.471 (088. 8) Дата опубликования описания 30.06.82
П.П.Белов, В.Н.Иванов, В.П.Некрасов, А.П.сейнер и А.Е.Чебышев (72) Авторы изобретения
f 1
Государственный научно-исследовательский институт-автомобильного транспорта (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТИМУЛЯЦИИ ВОДИТЕЛЯ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к медицинской технике, а именно к диагностическим приборам для контроля психофизиологических показателей водите" лей транспортных средств.
Известно устройство для стимуляции водителя транспортного средства, .содержащее блок оценки состояния во.дителя, соединенный с индикаторным прибором, и блок стимуляции f13.
Однако известное устройство имеет низкую надежность стимуляции водителя и индикации его состояния вследствие ложных срабатываний устройства при движениях водителя, не связанных с наступлением утомляемости.
Цель изобретения - повышение надежности стимуляции водителя и инди" кации состояния его.
Эта цель достигается тем; что в устройстве для стимуляции водителя транспортного средства, содержащем блок оценки состояния водителя, 2 соединенный с индикаторным прибором, и блок стимуляции, блок оценки состояния -водителя выполнен в виде двух слабополяризующихся электродов, соединенных с высокоомными входами усилителя постоянного тока, вклю чающего в себя фильтр низкой часто.ты, выход которого через пороговую схему соединен с блоком стимуляции, 1О а блок стимуляции выполнен в виде генератора импульсов, соединенного непосредственно с первым электроме" ханическим преобразователем, а через схему задержки с вторым и
IS третьим электромеханическим преобразователем, и коммутатора, соединенного с генератором импульсов.
При этом слабополяризующиеся электроды установлены один - на руч» ,о ном браслете, а второй " на головном обруче.
Кроме того, первый электромеха» нический преобразователь размещен .на ручном браслете, а второй и тре38932
4 теля 3 оказывается ниже значения
5 1 мВ, соответствующего нижнему уровню бодрствования водителя, срабатывает пороговая схема 4 и включает генератор 5 импульсов, который вырабатывает электрические импульсы частотой 20"40 Гц, возбуждая электромеханический преобразователь 6, за" крепленный на браслете 12, стимули$0 руя водителя аритмической частотой в указанном диапазоне. При отсутствии соответствующей .реакции водителя (повышение ЭБП выше уровня F1 мВ) через 30 с срабатывает схема 7 за1$ держки, подключая к генератору 5 электромеханические преобразователи
8 и 9, закрепленные на головном обру" че 13, воздействуя аритмической час" тотой 20-40 Гц, стимулируют воДителя. рв Значение ЭБП повышается, после чего пороговая схема 4 возвращается в исходное положение, отключая блок стимуляции. Водитель имеет возможность автономного включения блока
25 стимуляции при помощи коммутатора 11, оценивая свое состояние по показаниям индикаторного прибора 10, програ" дуированного по трем уровням: актив" ный, нормальный и опасный. фр Предлагаемое устройство применено на- 112 водителях, выполняющих высокомонотонную работу на тренажере, иммитирующем управление автомобилем; Из них 46 человек подвергались стимуляции аритмичными импульсами, остальные - контроль.
2,4+О,4
3,6+0,8
Без стимуляции
Ses стимуляции
1,010 3
3 2+1
10+3,1
5+1,0
11+0,6 0,8 0,2
110,6
Со стимуляцией
3 9 тий электромеханические преобразова- ! тели размещены на головном обруче.
На фиг. 1 изображено устройство для стимуляции водителя транспортного средства, общий вид на фиг. 2 " структурная схема этого устройства.
Устройство содержит блок оценки состояния водителя выполненный в виде двух слабополяризующихся электродов 1 и 2, соединенных с высокоомными входами усилителя 3 постоянного тока, включающего в себя фильтр (не показан) низкой частоты, выход которого через пороговую схему
М соединен с блоком стимуляции, выполненным в виде генератора 5 импульсов, соединенного непосредственно с первым электромеханическим преобразователем 6, а через схему 7 задерж, ки с вторым и третьим электромеханическими преобразователями 8 и 9, индикаторный прибор 10 и коммутатор
11, соединенный с генератором 5 импульсов, при этом слабополяризующиеся электроды 1 и 2 установлены на ручищ браслете 12 на руке водителя и на головном обруче 13 на лбу води-. теля, электромеханический преобразователь 6 установлен на ручном браслете 12, а электромеханические преобразователи 8 и 9 на головном обруче
13. Устройство снабжено источником
14 питания.
Устройство работает следующим образом. С помощью браслета 12 и го-. ловного обруча 13 на правом запяс" тье.и лбу водителя укрепляются электроды 1 и 2. При включении устройства в цепь питания источника 14 на выходе усилителя 3 постоянного тока появляется постоянная сЬставляющая электрического биопотенциала (ЭБП), характеризующая уровень бодрствования водителя. Величина этого сигнала изменяется в пределах от 100 мВ (активное состояние) до 0 (граница перехода ко сну). Величина ЭБП подается на индикаторный прибор 10, информи" рующий водителя о его состоянии.
Когда величина ЭБП на выходе усилиРезультаты исследованйя приведены в таблице.
Из таблицы видно, что предложенное устройство повышает уровень бодрствования водителей, при этом установлено, что устройство позволяет повысить надежность стимуляции б5 водителя и индикации его состояния, т.е. не зависит от двигательных актов человека, климатических и погодных условий, индивидуальных различий водителей и однозначно характеризует физиологическое состояние водителя, 5
Формула изобретения
l„ Устройство для стимуляции водителя транспортного средства, содержащее блок оценки состояния води" теля, соединенный с индикаторным прибором, и блок стимуляции о т " л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повыюения надежности стимуля и во и дителя и индикации состояния его, в нем блок оценки состояния водителя выполнен в виде двух слабополяризующихся электродов, соединенных с высокоомными входами усилителя постоянного тока, включающего в себя фильтр низкой частоты, выход которого через пороговую схему соединен с блоком стимуляции, а блок стимуляции выполнен в виде генератора импульсов, соединенного непосредственно с первым электромеханическим
938932 преобразователем, а через схему задержки - c вторым и третьим электромеханическим преобразователем, и коммутатора, соединенного с
S генератором импульсов.
2. Устройство по я. I о т л ич а ю щ е е с я тем, что слабополя" ризующиеся электроды установлены один - на ручном браслете, а втоца рой - на головном обруче.
3. Устройство по п.t, о т л и ь ч а ю щ е е с я тем, что первый электромеханический преобразователь
v размещен на ручном браслете а в торои и третий электромеханические преобразователи размещены на головном обруче.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
2e . 1. Авторское свидетельство СССР 62268, кл. А &1 В 5/05е 1973
938932
Составитель Ю.Алмазов
Техред Ж. Кастелевич Ю
Корректор М.Пожо
Редактор И.Тыкей
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
В
Заказ 4522/9 Тираж 714 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, N-35, Раушская наб., д. 4/5