Устройство для стимуляции водителя транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскни

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДИТИЗЬСТВУ (6I ) Дополнительное к ввт. свид-ву (22) Заявлено 10.04. 80 (2l ) 2908609/28-13

I с присоединением заявки М

А 61 В 5/05

//A 61 N 1/36

9вударстеайай квнитвт

СССР

IIo делан иаабрвтвиий и втврытий (23) Приоритет

Опубликовано 30.06 82. Бюллетень М 24 (53) УДК 615.471 (088. 8) Дата опубликования описания 30.06.82

П.П.Белов, В.Н.Иванов, В.П.Некрасов, А.П.сейнер и А.Е.Чебышев (72) Авторы изобретения

f 1

Государственный научно-исследовательский институт-автомобильного транспорта (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТИМУЛЯЦИИ ВОДИТЕЛЯ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к диагностическим приборам для контроля психофизиологических показателей водите" лей транспортных средств.

Известно устройство для стимуляции водителя транспортного средства, .содержащее блок оценки состояния во.дителя, соединенный с индикаторным прибором, и блок стимуляции f13.

Однако известное устройство имеет низкую надежность стимуляции водителя и индикации его состояния вследствие ложных срабатываний устройства при движениях водителя, не связанных с наступлением утомляемости.

Цель изобретения - повышение надежности стимуляции водителя и инди" кации состояния его.

Эта цель достигается тем; что в устройстве для стимуляции водителя транспортного средства, содержащем блок оценки состояния водителя, 2 соединенный с индикаторным прибором, и блок стимуляции, блок оценки состояния -водителя выполнен в виде двух слабополяризующихся электродов, соединенных с высокоомными входами усилителя постоянного тока, вклю чающего в себя фильтр низкой часто.ты, выход которого через пороговую схему соединен с блоком стимуляции, 1О а блок стимуляции выполнен в виде генератора импульсов, соединенного непосредственно с первым электроме" ханическим преобразователем, а через схему задержки с вторым и

IS третьим электромеханическим преобразователем, и коммутатора, соединенного с генератором импульсов.

При этом слабополяризующиеся электроды установлены один - на руч» ,о ном браслете, а второй " на головном обруче.

Кроме того, первый электромеха» нический преобразователь размещен .на ручном браслете, а второй и тре38932

4 теля 3 оказывается ниже значения

5 1 мВ, соответствующего нижнему уровню бодрствования водителя, срабатывает пороговая схема 4 и включает генератор 5 импульсов, который вырабатывает электрические импульсы частотой 20"40 Гц, возбуждая электромеханический преобразователь 6, за" крепленный на браслете 12, стимули$0 руя водителя аритмической частотой в указанном диапазоне. При отсутствии соответствующей .реакции водителя (повышение ЭБП выше уровня F1 мВ) через 30 с срабатывает схема 7 за1$ держки, подключая к генератору 5 электромеханические преобразователи

8 и 9, закрепленные на головном обру" че 13, воздействуя аритмической час" тотой 20-40 Гц, стимулируют воДителя. рв Значение ЭБП повышается, после чего пороговая схема 4 возвращается в исходное положение, отключая блок стимуляции. Водитель имеет возможность автономного включения блока

25 стимуляции при помощи коммутатора 11, оценивая свое состояние по показаниям индикаторного прибора 10, програ" дуированного по трем уровням: актив" ный, нормальный и опасный. фр Предлагаемое устройство применено на- 112 водителях, выполняющих высокомонотонную работу на тренажере, иммитирующем управление автомобилем; Из них 46 человек подвергались стимуляции аритмичными импульсами, остальные - контроль.

2,4+О,4

3,6+0,8

Без стимуляции

Ses стимуляции

1,010 3

3 2+1

10+3,1

5+1,0

11+0,6 0,8 0,2

110,6

Со стимуляцией

3 9 тий электромеханические преобразова- ! тели размещены на головном обруче.

На фиг. 1 изображено устройство для стимуляции водителя транспортного средства, общий вид на фиг. 2 " структурная схема этого устройства.

Устройство содержит блок оценки состояния водителя выполненный в виде двух слабополяризующихся электродов 1 и 2, соединенных с высокоомными входами усилителя 3 постоянного тока, включающего в себя фильтр (не показан) низкой частоты, выход которого через пороговую схему

М соединен с блоком стимуляции, выполненным в виде генератора 5 импульсов, соединенного непосредственно с первым электромеханическим преобразователем 6, а через схему 7 задерж, ки с вторым и третьим электромеханическими преобразователями 8 и 9, индикаторный прибор 10 и коммутатор

11, соединенный с генератором 5 импульсов, при этом слабополяризующиеся электроды 1 и 2 установлены на ручищ браслете 12 на руке водителя и на головном обруче 13 на лбу води-. теля, электромеханический преобразователь 6 установлен на ручном браслете 12, а электромеханические преобразователи 8 и 9 на головном обруче

13. Устройство снабжено источником

14 питания.

Устройство работает следующим образом. С помощью браслета 12 и го-. ловного обруча 13 на правом запяс" тье.и лбу водителя укрепляются электроды 1 и 2. При включении устройства в цепь питания источника 14 на выходе усилителя 3 постоянного тока появляется постоянная сЬставляющая электрического биопотенциала (ЭБП), характеризующая уровень бодрствования водителя. Величина этого сигнала изменяется в пределах от 100 мВ (активное состояние) до 0 (граница перехода ко сну). Величина ЭБП подается на индикаторный прибор 10, информи" рующий водителя о его состоянии.

Когда величина ЭБП на выходе усилиРезультаты исследованйя приведены в таблице.

Из таблицы видно, что предложенное устройство повышает уровень бодрствования водителей, при этом установлено, что устройство позволяет повысить надежность стимуляции б5 водителя и индикации его состояния, т.е. не зависит от двигательных актов человека, климатических и погодных условий, индивидуальных различий водителей и однозначно характеризует физиологическое состояние водителя, 5

Формула изобретения

l„ Устройство для стимуляции водителя транспортного средства, содержащее блок оценки состояния води" теля, соединенный с индикаторным прибором, и блок стимуляции о т " л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повыюения надежности стимуля и во и дителя и индикации состояния его, в нем блок оценки состояния водителя выполнен в виде двух слабополяризующихся электродов, соединенных с высокоомными входами усилителя постоянного тока, включающего в себя фильтр низкой частоты, выход которого через пороговую схему соединен с блоком стимуляции, а блок стимуляции выполнен в виде генератора импульсов, соединенного непосредственно с первым электромеханическим

938932 преобразователем, а через схему задержки - c вторым и третьим электромеханическим преобразователем, и коммутатора, соединенного с

S генератором импульсов.

2. Устройство по я. I о т л ич а ю щ е е с я тем, что слабополя" ризующиеся электроды установлены один - на ручном браслете, а втоца рой - на головном обруче.

3. Устройство по п.t, о т л и ь ч а ю щ е е с я тем, что первый электромеханический преобразователь

v размещен на ручном браслете а в торои и третий электромеханические преобразователи размещены на головном обруче.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

2e . 1. Авторское свидетельство СССР 62268, кл. А &1 В 5/05е 1973

938932

Составитель Ю.Алмазов

Техред Ж. Кастелевич Ю

Корректор М.Пожо

Редактор И.Тыкей

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

В

Заказ 4522/9 Тираж 714 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, N-35, Раушская наб., д. 4/5