Способ наплавки деталей
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советсния
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву
И1) М. К. (22) Заявлено 17.09. 80(21) 2983062/22-02 с присоединением заявки Йо
В 22 D 19/10
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 30.06.82. Бюллетень Мо 24
{ЩУДК 621.74.046 (088. 8) Дата опубликования описания 30.06.82
В.Г. Горенко, В.Л. Конопацкий, П.В. Русанов, В.С. Мельник и В.С. Олейников
1 (72) Авторы изобретения
Институт проблем литья АН Украинской CCP (73) Заявитель (54 ) СПОСОБ НАПЛАВКИ ДЕТАЛЕИ
Изобретение относится к литейному производству, в частности к вопросу изготовления биметаллических деталей и восстановления изношенных поверхностей деталей методом заливки жидким металлом., Известен способ наплавки и восстановления изношенных поверхностей деталей, заключающийся в нагреве заготовки или изношенной поверхности до определенной температуры и заливке. на наплавляемый участок жидкого металла (1 ) .
Известен также способ наплавки деталей, включающий очистку наплавляеьых поверхностей от окислов, нанесение флюса, предварительный нагрев наплавляемой эоны и подачу сплава к иэделию, которую осуществляют под действием газового противодавления (2).
Наиболее бли эким по технической сущности к предлагаемому является способ наплавки деталей, включающий нанесение на ненаплавляемые поверхности детали слоя покрытия из теплоизоляционного материала, нагрев ее и заливку жидкого металла в зазор между изношенной поверхностью и стержнем 30 или литейной формой и последующее охлаждение (3) .
Способ не позволяет производить качественную наплавку деталей.
Цель изобретения - улучшение качества соединения заливаемого металла с основной деталью, увеличение производительности труда и повышение износостойкости наплавляемой зоны.
Поставленная цель достигается тем, что в способе наплавки деталей, включающем нанесение на ненаплавляемые поверхности детали слоя покрытия иэ теплоизоляционного материала, нагрев ее и заливку жидкого металла в зазор между изношенной поверхностью и стержнем или литейной формой и последующее охлаждение, теплоизоляционный материал для нанесения слоя покрытия на ненаплавляеьые поверхности детали используют с т.пл. 1250-1300 К, заливку жидкого металла ведут с удельной скоростью 0,2-1,8 кг/с, а охлаждение наплавленных участков осуществляют с удельным теплоотводом 21,683,4 кДж/м .с.
Необходимость покрытия нагреваеных ненапыляеьых поверхностей детали слоем теплоиэоляционного покрытия обусловлен тем, что в процессе нагрева
939168 наплавляемых поверхностей до 12001250 К наблюдается интенсивная, потеря тепла излучением с нагретой поверхности. Поэ тому использование теплоизоляционных покрытйй для уменьшения потерь тепла излучением с нагреваемых,g но ненаплавляемых поверхностей позволяет значительно уменьшить время нагрева до оптимальных температур и увеличить производительность процесса наплавки. Кроме того, использование теплоизоляционных покрытий с т.пл. выше 1250 К, т.е. выше чем температура предварительного нагрева детали, предотвращает его налипание на нагреваемую поверхность и обеспечивает
его хорошее удаление с поверхности готовой детали. Наличие такого покрытия предотвращает сварку заливаемого металла с поверхностью, кото,рая не подлежит наплавке.
Регламентация скорости заливки и 20 количества заливаемого в процессе наплавки металла обусловлена тем, что в процессе заливки необходимо производить очистку наплавляемой поверхности, а для этого необходимы опреде- 25 ленные гидродинамические параметры протекающего металла.
Если удельная скорость заливки меньше 0,2 кг/с, то скорость протекания металла оказывается малой и он 30 плохо очищает наплавляемую поверхность. Если проводят заливку с удельной скоростью больше 1,8 кг/с, то поток металла получает повышенную турбулентность и это приводит к запу-35 тыванию в наплавляемом слое шлаковых включений.
Использование для заливки металла по массе, йревышающей массу наплавляемого металла в 1,4-2,2 раза, позво- 40 ляет повысить температуру на поверхности наплавки до оптимальной,за счет удлинения времени соприкосновения протекающего металла с наплавляемой поверхностью и разрушить и смыть в процессе промывки движущимся металлом с этих поверхностей окисные пленки. Если для заливки используется металл в количествах по массе меньше необходимого для наплавки в 1,4 раза, то его оказывается мало для полного удаления окисной пленки с наплавляемой поверхности и не всегда зона контакта достигает температур, обеспечивающих хорошую связь залитого металла с наплавляемой поверхностью. 55
При увеличении расхода металла больше необходимого для наплавки в 2,6 раза и больше дальнейшего улучшения свойств переходной зоны не наблюдается и это приводит только к повышению 60 расхода жидкого металла.
Большое влияние на формирование первичной и конечной микроструктуры и величину износостойкости наплавленного металла оказывает скорость охлаждения сразу после окончания заливки и в процессе всего охлаждения.
Если скорость теплоотвода меньше
21,6 кДж/м с, то образуется крупнозернистая первичная микроструктура и это приводит к повышенному износу в процессе эксплуатации деталей. При повышении скорости охлаждения больше
83,4 кДж/м с первичная и конечная микроструктура металла получается: очень мелкозернистой и хрупкой. И повышенная хрупкость приводит к уменьшению износостойкости наплавленного слоя.
Пример. Восстанавливают звенья гусеницы трактора Т-330 и траки шагающего экскаватора 3К1-8.
Звенья гусениц тракторов Т-330 изготовлены из стали марки Ст45 и имеют следующие размеры, мм: длина 315, высота 120 и ширина 40.
Износ восстанавливаемых по высоте составляет 11-27,5 мм, ВО всеХ слУчаях наплавляемые поверхности предварительно зачищают.
Предварительный нагрев деталей находится в пределах 1150-1300 К.
При восстановлении в качестве наплавляемого сплава используют сталь марки Ст 45 БН и изностостойкий чугун со следующим химическим составом, мас.Ъ: углерод 3,23-3,29;марганец
0,87-0,94;кремний 1,52-1,56;медь 0,180,25;хром 0,28-0,34;фосфор 0,08-0,09; сера 0 04-0,05.
Установлено, что при использовании известного способа в зависимости от степени износа время наплавки звена составляет 5,3-6,75 мин. Ввиду охлаждения наплавленного металла со скоростью 19,2-21,5 кДж/м -с первичная и конечная микроструктура металла получается крупнозернистой, что значительно ухудшает его износостойкость.
При наплавке звеньев согласно предлагаемого. способа время наплавки составляет 3,35-4,65 мин. В экспериментах удельная скорость заливки изменяется в пределах 0,185-1,85 кг/с, а количество заливаемого металла находится в пределах 1,15-2,65% от веса наплавляемого металла. Для формирования контура детали используют металлическую форму с нанесением не ее рабочую поверхность теплоизоляционного покрытия толщиной от 0,1 до
0,65 мм, что обеспечивает охлаждение наплавленной зоны с удельным теплоотводом 83,4-21,6 кДж/ м с.
Перед нагревом под наплавку ненаплавляемые боковые поверхности звена покрывают теплоизоляционным покрытием следующего состава, мас.%: вспученный перлит марки ПВП 12,6-13,2; огнеупорная глина 11,4-11,8; скрытокристаллический графит 1,5-2,0; поливинилацетатного клея 1,2-1,4; вода
939168 остальное. Толщина теплоизоляционного покрытия составляет 0,25-0,45 мм.
Определено, что наличие слоя теплоизоляционного покрытия позволяет сократить время нагрева на 8-21%.
Кроме того, ввиду уменьшения потерь тепла в процессе переноса детали из индуктора в кокиль, предварительный нагрев детали моает осуществляться до температур на 30-40 К нике, чем в случае, когда покрытия не применяются.
Все это позволяет уменьшить время нагрева наплавляемах поверхностей на 19,5-28,0Ф и значительно повысить производительность способа наплавкн.
Результаты приведены в таблице.
1 eg O
6 0! О О
939168
4Ч
Ъ л
CO Ifl
° 4 чф
Ь \
° «4 Л4. о
4»Ъ Ф
° ъ
Л ° а а
tA М с ъ
Л4 Л
IA tO
° с
Л4 Л м
° 4 л а л
1 ь л л
tfl
С0
I О
C»i
О
О IA л
I I а а
Ф Ф о а
IA Ф
I I о о л о а о
I I а о
C»t Ф о а
Ю м
tA
4 « с
»О
° 4
4Ч
Ю л
:о
Ю
I е
4Ч а о
Ф 4
I I а о а а 4Ч
CO
Ь Чф м 1
LA е о
1 Ь с Ъ Ф
iO IA о м ъ
1 з
tA м сО ъ ° м м
Ф
М м
I а
ИЪ
Ь м
Ю с Ф
1 а
»0
Ю Ф
LA 4
° 4» с с е
° Ф I
1 а
М сО
Ь Ь сф м
IA
m 4Ч с Ф Ф
1 1
4Ч О м с Ф ь
Lf1
° 44 ь м
1 1
° Ф I
1
I.
1
»4» 00 а с с
4Ч л Э»4»
h м
С0
I
I
I !
1
I л
C cI .а
iO (Ч
Ю
С0
IA
4Ъ» л с о
Ф м
М»ф LA
Ф 4Ч 441 LO с С в а л л л
Ф л
Ъ ь
CFi л
° Ь о
4Ч
С0
Ifl ф «
Ifl
1 о
Ю
МЪ
4!» Ф
1 о Ф
LA
О
Ю а! 1
Ю ю
I I
1 е !
° « ° В Ю
Ю « Ю
1 I I. 4»3 1 4»» М
3 t é"é5ì
К
" I eLSX
1 olgegg
) ikKW/(L
М I »С
1 НЙ а
О 4 Э а с ь
М 4Ч 4Ч о
4Ч
tfl
Ъ
»Ч
Ifl
Ъ. (Ч!
I
I
1 а о о а о О а а
4Ч М Ф «ф «Ф М М (Ч
Ь В Ь Ъ ъ ъ ъ с о о о о о о о о а 1
° Ф 1 с
С»
Ir» Ю м м
L о о! .f
1
1
В О О О
Ю 4Ч Ь М л «»»Ч л л л» л
IA м л л о о а о о а ю м л »ч 4Ч
Л Л 4 Л о о а о л
° 4 л о о
4»» М л 4Ч
Л4 Л
t
83 (OI
Ц М оиру
Cbl омж ос 4
4»»
4 Pw
3 АЧ» !.! 3 и
i )3
1С: И
3 о о о
В
3 о
Ц!
I IIII
18!XI
1 LO I М III
1I I OOL0 1
tй! @5 1=
I I
Ц! Е О
1О! О
1 I»: e0
1eI ge
1 I I I I
I »»!4»!Ф Э
1OXIOZ
tO М C_#_i 44 LA ъ Ъ Ь Ъ С л л а с«» м м
4Ч 4Ч . ° 4 Ю Ф Ф
4Ч.
° 4 с л
IA
»О
Ъ
4Ч
939168
20
Формула изобретения
Составитель Т. Королева
Редактор Н. Ррншанова Техред С. Мигунова Корректор И. Муска
Тираж 852 Подпи сное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 4548/21
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Использование предлагаемого способа наплавки позволяет сократить время иаплавки одного звена с 5,36,75 до 3,35-4,65 мин, уменьшить величину зерен наплавленного металла в 1,2-1,45 раза и повысить износостойкость сплава в 1,45-1,60 рава.
Предварительный расчет ожидаемого экономического эффекта показывает, что за счет упрощения технологического процесса наплавки, повнаения про- !О изводительности труда в 1,5 раза, уменьшения времени нагрева наплавляемих частей детали на 19,5-28,0%, уменьшения величины зерен в 1,2-1,45 раза и повышения иэносостойкОсти f5 наплавленного металла в 1,45-1,6 раза, экономический эффект составит на программу 100 тыс. звеньев более
380 тыс. руб.
Способ наплавки деталей, преимущественно звеньев и траков гусеничных машин, включающий нанесение на неиаплавляеьые поверхности детали слоя покрытия из теплоиэоляционного материала, нагрев ее и .заливку жидкого металла в зазор между изношенной поверхностью и стержнем или литейной формой и последующее охлаждение, о тл и ч а ю щ и il с я тем, что,с целью улучшения качества соединения заливаемого металла с деталью и повышения износостойкости наплавленной зоны, теплоизоляционный материал для нанесения слоя покрытия на ненаплавляемюе поверхности детали используют с т.пл. 1250»1300 К, заливку жидкого металла ведут с удельной скоростью
0,2-1,8 кг/с, а охлаждение наплавленных участков осуществляют с удельным теплоотводом 21 6-83,4 кЦж/м -с.
Источники информации, принятые во внимание прн экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 298431, кл. В 22 D 19/00, 1969.
2 ° Авторское свидетельство СССР
9 517393, кл. В 22 D 19/00, 1971.
3. Авторское свидетельство СССР
Р 621456, кл. В 22 D 19/10, 1976.