Устройство для управления тиристорным коммутатором асинхронного трехфазного электродвигателя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
И. Я, Браславский, А.М. Зюзев, Л. П.КокшарЪЪ и А.Н.Черкасский
I (72) Авторы изобретения (7l ) Заявитель
Уральский ордена Трудового Красного политехнический институт им. С.М. (54)УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ТИРИСТОРНЫМ
КОММУТАТОРОМ АСИНХРОННОГО ТРЕХФАЗНОГО
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах переменного тока.
Известно устройство для управления тиристорным коммутатором асин5 хронного трехфазного электродвигателя, содержащее блок формирования управляющих импульсов тиристоров и блок режимов работы электродвигателЯ 11).
Устройство требует специальной проверки и настройки при изготовлении блока режимов работы.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является устройство для управления тиристорным коммутатором асинхронного трехфазного электродвигателя, содержащее блок формирования управляющих импульсов тиристоров коммутатора, и два триггерных элемента, выходы которых соединены с двумя входами блока формирования управляющих импульсов тиристоров коммутатора, блок логических элементов, связанный с командными. входами, выходы которого соединены со входами управляющих триггеров, и синхронизированный с питающей сетью генератор тактовых импульсов, который непосредственно и через ячейку задержки связан с блоком логических элемен-, тов (21.
Устройство достаточно сложно и не" надежно, так как содержит элемент (ячейку задержки), который подлежит техническому контролю.
Цель изобретения — упрощение и повышение надежности устройства.
Указанная цель достигается тем, что в известное устройство для управ" ления тиристорным коммутатором асинхронного трехфазного электродвигателя введены J-К триггер и три логических элемента НЕ, а триггерные элементы выполнены но схеме J-К триггеров, С вЂ” входы всех J-К триггеров под" ключены к выходу генератора тактовых
3 940 импульсов, а их R-входы объединены, выходы логических элементов НЕ соединены с К-входами соответствующих
J-К триггеров, а их входы объединены с первыми J-входами J-К триггеров и снабжены выводами для подключения к командному блоку, инверсный выход каждого из J-К триггеров подключен ко вторым и третьим J-входам остальных
J-К триггеров.
На чертеже изображена электрическая схема устройства. Устройство для управления реверсивным тиристорным коммутатором 1 асинхронного трехфазного электродвигателя 2 содержит блок 3 формирования управяющих импульсов тиристоров, три J-К триггера 4-6, одни выходы
7-9 которых подключены к параллельным входам блока 3, синхронизированный с питающей сетью через вход 10 генератор 11 тактовых импульсов, подсоединенный к объединенным С-входам всех триггеров 4-6, три логических элемента НЕ 12- 14, через которые командные входы 15-17 устройства связаны с К-входами 18-20 соответствующих триггеров 4-6, кроме того, командные входы,15- 17 устройства под-. ключены к первым J-входам 21-23, причем инверсные выходы 24-26 каждого из триггеров 4-6 подключены к другим
J-входам 27-32 остальных триггеров
4-6.
Устройство работает следующим образом.
В исходном состоянии, когда сигналы на командных входах 15-17 отсутствуют, а на объединенные R-входы 33 триггеров 4-6 поступает сигнал запрета, все триггеры 4-6 находятся в отключенном состоянии, вследствие чего отсутствует генерация управляющих импульсов блока 3, тиристоры закрыты, а двигатель, соответственно, отключен от сети.
Когда работа двигателя разрешена (обесйечивается присутствием сигнала "1" на объединенных й-входах
33 триггеров 4-6, при появлении сигнала "1", например на первом командном входе 15, что соответствует работе двигателя в режиме "Вперед" ) изменяется состояние сигналов на входах 21 и 18 триггера 4 и по отрицательному фронту первого тактового импульса от генератора 11 триггер 4 включается, при этом на его выходе
7 появляется сигнал "1", на кото271 4 рый через блок 3 включает тиристоры
36-39, вследствие чего двигатель запускается в направлении "Вперед".
На инверсном выходе 24 триггера 4 в этом случае присутствует сигнал
"0", который, поступая на J-вход
29 триггера 5 и вход 32 триггера 6, подтверждает выключенное состояние этих триггеров, to Для перевода двигателя из режима работы "Вперед", например, в режим работы "Назад" сигнал "1" снимается с первого командного входа 15 и подается на второй командный вход 16.
15 При этом изменяются состояния сигналов на входах 21 и 18 триггера 5 и входах 22 и 19 триггера 6, что приводит к йереключению триггера 4 в исходное состояние по отрицательноgp MQ фронту первого тактового импульса, поступившего после смены сигналов на командных входах 15 и !6. При этом снимается разрешение с блока 3 на генерацию управляющих импульсов для
35.тиристоров 34-39 и устанавливается необходимая для переключения комбинация сигналов на управляющих входах 22 и 19 триггера 6. По отрицательному фронту второго тактового импульса, 30 поступившего после смены сигналов на командных входах 15 и 16, триггер 5 включается, при этом на его прямом выходе 8 появляется сигнал "1", который через блок 3 включает тиристоры
38-43, и двигатель подключается к
35 сети для работы в режиме Назад . На
II ll инверсном выходе 25 триггера 5 появ ляется сигнал "0", который, поступая на J-вход 27 триггера 4 и J-вход 31 °
40 триггера б подтверждает выключенное.
Ф состояние триггеров 4-6. Переключение двигателя в режим динамического торможения происходит аналогично.
Отключение двигателя от сети и
45 возврат управляющих триггеров 4-6 в исходное положение производится снятием сигналов с входов 15-17 или подачей сигнала запрета (сигнал "0") на объединенные R-входы 33 триггеров
4-6.
Интервал времени t1„ между переключениями управляющих триггеров в рассматриваемой схеме, очевидно, всегда одинаков и равен 0,01 с.
Время исполнения команды на переключение двигателя из одного режима работы в другой (йк) является величиной случайной, изменяющейся в пределах
0 01 < як<0,02 с.
5 9402
Применение в предлагаемом устройстве J-К триггеров позволяет сократить количество необходимых элементов схемы управления и исключить элементы, требующие контроля при изготовлении и эксплуатации, что повышает надежность работы электропривода. При синхронизации генератора так товых импульсов с напряжением нереверсируемой фазы сети устройство 1о обеспечивает реверс двигателя с минимальными ударами момента.
Формула изобретения
Устройство для управления. тиристорным коммутатором асинхронного трехфазного электродвигателя, содерmagee блок формирования управляющих щ импульсов тиристоров коммутатора и два триггерных элемента, выходы которых соединены с двумя входами бло-ка формирования управляющих импульсов тиристоров коммутатора, генератор
71 6 тактовых импульсов, синхронизированный с питающей сетью, и командный блок, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, в него введены J-К-триггер и три логических элемента НЕ, а триггерные элементы выполнены по схеме J-К триггеров, С-входы всех J-К триггеров подключены к выходу генератора тактовых импульсов, а их R-входы обьединены, выходы логических элементов
HE соединены с К-входами соответствующих J-K триггеров, а их входы объединены с первыми J-входами J-К триггеров и снабжены выводами для подключения к командному блоку, инверс" ный выход каждого из J-К триггеров подключен к вторым и третьим J-входам остальных J-К триггеров.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
Авторское свидетельство СССР
М 6575Я, кл. H 02 P t/40, 1977.
2 . Авторское свидетельство СССР
lf 657552, кл. H 02 P 1/40, 1977.
940271
Составитель Е.Перемыслова
Редактор Н.Кешеля Техред Т. фанта Корректор Г, Решетник
Ф
Заказ 4684/76 Тираж 721 Подписное
8НИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д.,4/5 филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4