Способ изготовления сварного ротора из дисков

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е ()941105

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву 870040 (22) Заявлено 04.11.80 (21) 3000577/25-27 (51) М. Кл, з

В 23К 28/00 с присоединением заявки №

Государственный комитет (23) Приоритет (43) Опубликовано 07.07.82. Бюллетень № 25 (53) УДК 621.791.01 (088.8) по делам изобретений и открытий (45) Дата опубликования описания 07.07.82 (72) Авторы изобретения Н. И. Бердяков, В. Д. Сенюков, В. Ф. Канер, В. П. Сло1зодянюк и И. А. Степанов (71) Заявитель Всесоюзный проектно-технологический институт энергетического: машиностроения (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СВАРНОГО РОТОРА

ИЗ ДИСКОВ

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для изготовления роторов турбин.

По основному авт. св. 870040 известен способ изготовления сварного ротора из 5 дисков, при котором нагревают все диски, кроме наружного, собирают в вертикальном положении, фиксируют, выдерживают до выравнивания температур, прихватывают, сваривают и контролируют радиальное 10 биение после охлаждения сваренного ротора до комнатной температуры i(1).

Недостатком этого способа является возникновение сварочных деформаций, которые требуют специальных, например амор- 15 тизирующих, устройств в крепежной части устройств, реализующих данный способ.

Возникновение сварочных деформаций без их компенсации приводит к снижению качества сварных швов или разрушают 2О крепежную часть устройств, реализующих этот способ.

Целью изобретения является повышение качества сварных швов за счет компенсации сварочных деформаций в роторе. 25

Цель достигается тем, что в способе изготовления сварного ротора из дисков перед сваркой одному из хвостовиков ротора обеспечивают как минимум две степени свободы перемещения. 30

Способ изготовления сварного ротора из дисков осуществляется следующим образом.

Нагревают в термических печах все диски, кроме наружного, на котором собирают в вертикальном положении последовательно остальные диски, например с помощью цехового подъемного крана. Фиксируют их положения, например, в раме с помощью специальных гидроцилиндров и выдерживают до выравнивания температур дисков.

Затем прихватывают и переворачивают в горизонтальное положение. Одному из хвостовиков ротора обеспечивают две степени свободы, например, установив хвостовик в плавающий подпятник рамы, за счет которого обеспечивается круговая траектория перемещения хвостовика.

При вращении ротора производят сварку ротора, после чего осуществляют охлаждение сварного ротора до комнатной температуры и контролируют радиальное биение.

Охлаждение сваренного ротора можно производить при непрерывном его вращении, например, на специальном стенде в раме сборки.

Проводилась экспериментальная проверка основных элементов изобретения при изготовлении роторов цилиндров низкого

941105

Формула изобретения

Составитель Т. Сорокина

Редактор О. Юркова Текред А. Камышникова Корректор Н. Федорова

Заказ 1229/7 Изд. Кз 203 Тираж 1151 Подписное

НПО «Поиск» Государсственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 давления паровых турбин К-1200 и

К-500-1500.

Все диски, кроме наружного, нагревали до температуры 200 1 20 С.

Фиксация дисков друг к другу при вертикальной сборке осуществлялась осевым усилием в пределах 50 — 60 т.

Перед началом сварки хвостовику ротора сообщают свободу перемещения в радиальном направлении в пределах 3 — 4 мм. 10

Скорость вращения ротора устанавливалась с учетом обеспечения сварки в пределах 18 — 20 м/и.

Аргонодуговая сварка осуществлялась в автоматическом режиме с использованием Гб сварочной головки собственного изготовления (чертеж ГС-39) .

По окончании сварки производили измерения радиального боя при непрерывном вращении ротора. Величина радиального боя получилась менее допустимого и находилась в пределах 0,3 — 0,5 мм.

По результатам неразрушающего контроля дефекты, превышающие допустимые нормы, не выявлены. 25

Изобретение позволит получить техникоэкономический эффект от сокращения амортизирующих устройств за счет операции, обеспечивающей степень свободы перемещения хвостовика ротора, например, по круговой траектории, при этом сохраняя требуемые осевые усилия по сжатию дисков ротора.

Способ изготовления сварного ротора из дисков по авт. св, № 870040, о т л и ч а ющи и ся тем, что, с целью повышения качества сварных швов за счет компенсации сварочных деформаций в роторе, перед сваркой одному из хвостовиков ротора обеспечивают как минимум две степени свободы перемещения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство № 870040, кл. В 23К 28/00, 10.01.80 (прототип).