Состав для обеспыливания грунтов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советски в

Социалистические

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (t ai 941388 (6l ) Дополнительное к авт. свил-ву

{5l }M. Кл.

С 09 К 3/00

Е 01 С 7/36 (22) Заявлено 28.03.80 (21) 2903002/23-26 с прксоеднненкем заявки И (23) Приоритет

Опубликовано 07.07.82. Бюллетень М 25

Дата опубликования описания 10.07.82 твеудвретеелиив «вмитет

СССР ао делам ваабретеккй к открыт«к

{53 } уд 678.026. .3 (088.8) (72) Авторы изобретения

Б. А. Хотин, Э. Н. Смирнов, Г. П. Глазунов и А. Д. Воронин

Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт Аэропроект" и Московский государственный...университет им. М. В. Ломоносова (7>) Заявители (54) СОСТАВ ДЛЯ ОБЕСПЫЛИВАНИЯ ГРУНТОВ

Изобретение относится к составам, предназначенным для обеспыливання грунтов, и может быть внедрено на грунтовых аэродромах классов 1l,, Е, МВЛ и ПАНХ и на автомобильных дорогах низших категорий (грунтовых, грунто-шебеночных и т. и.). Изобретение может быть также использовано для обработки лишенных растительности грунтовых территорий, прилегающий к искусственным покрытиям

1в с целью предотвращения на них пылеобразования.

Известен состав для обеспыливания грунта, представляющий собой однородную. (1S . смесь, включаюшую битум нефтяной, разжижитель и отработанные авиационные масла (1) .

Недостатками состава являются длительный период набора прочности обработанным грунтом, низкие прочностные характеристики обработанного грунта, деффицитность и дороговизна входящих в состав компонентов.

Наиболее близким к предлагаемому является состав для обеспыливания (2) включающий отработанные. авиамасла, полиизобутилен и сыр ю нефть при следующем соотношении компонентов, вес. %:

Отработанные авиамасла 7- 18

П олииз обу тилен 2-3

Сырая нефть Остальное

Недостатком этого состава является низкая прочность обработанного составом водонасышенного песчанного и супесчаного грунтов, а также длительный период формирования покрытия.

Бель изобретения — уменьшение формирования покрытия и увеличение прочности водонасышенного песчаного и супесчаного грунтов.

Поставленная цель достигается тем, что состав для обеспыливания грунтов, включающий сырую нефть, продукт переработки авиамасел и высокомолекулярное соединение, в качестве продукта переработки авиамасла он содержит остатки

Таблица

Битум нефтяной

12,5

Остатки ректификации отработанных масел

34 - 30

2,0

3,0

2,5

Полииэобутилен

3 94138 регенерации отработанных масел, а в ка честве высокомолекулярного органического вешества — битум нефтяной при следуюшем соотношении компонентов, вес, %:

Битум нефтяной 26 -40

Остатки регенерации отработанных масел 28 - 40

Сырая нефть Остальное

Состав готовят обычным смешиванием указанных компонентов до однородного состояния либо с помощью лопастной ме-! шалки, либо с помощью системы внутренней циркуляции автогygpонатоpа любого типа. Вязкость полученного состава должна быть в зависимости от типа обрабатываемого грунта 15 - 30 с, причем нижнее значение вязкости соответствует

M&JIocBsIGBHHbIM грунтам (песчаным и су песчаным), а верхнее - связанным (су глинистым и глинистым).

Обработку грунтов составом производят либо по способу смешения на месте (при расходе состава 3 - 6 вес. % обрабатываемого грунта или 6- 9 л состава при величине слоя обработки 10 см), либо по способу пропитки (при расходе состава 1 - 2 л/м1, В первом случае обработанные грунты обладают высокими прочностными свойствами и срок их эф фективного действия составляет около

2-х лет, а во втором случае обработан-,. ные грунты противостоят ветровой и струйной эрозии в течение 2-3 мес.

Сырая нефть

Отработанные авиамасла

Обработанные грунты в возрасте 10-ти дней испытуются на разрывной. машине

МР05, причем качество результатов измерений оценивается как среднее эна8 ф

Используемые в качестве компонента состава остатки регенерации отработанных масел (ором) являются промышленным отходом заводов по регенерации отработанных масел, накапливающихся в количествах сотен тысяч тонн в год и не находящих в народном.хозяйстве применения в полном объеме. Поэтому использование его для целей борьбы с пылимостью грунтов решает важную задачу охраны окружающей среды от загрязнения промышленными отходами.

Для приготовления состава могут быть использованы любые, даже не кондиционные сорта нефти, а также сливы железнодорожных цистерн. Единственным параметром, определяющим пригодность нефти для приготовления состава является вязкость, которая должна быть в пределах

С1 =* 10- 20 с.

5 меньшение или увеличение концентра« пии компонентов приводит к изменению вязкости состава, что усложняет технологию механизированного нанесения его на поверхность грунтов и ухудшает прочностные характеристики получаемых покрытий.

Варианты состава приведены в табл. 1.

Этими вариантами обработаны водонасыщенные образцы супеси, суглинка и песка при концентрациях состава 3 и 6%.

26 - 40

40 80 30 90

° 18 7 чение из 3-х параллельных измерений прочности (кгс/см1) .

Результаты испытаний представлены в табл. 2.

94 1388

O O O ((О ( л

OOO со л

O С О а л1

СО (0) С4 0) л1 о < о

° 4 (О (Ч р О) л о о о

0) ((р о о о

cO R

О O,Q. л (Q

О e lЩ t (О (О 0) л

IO (О О (О ñ9

l l (О

7 94138

Из приведенных в табл. 2 данных видно, что прочность образцов грунтов rtbr кого механического состава, обработанных составом во влажном состоянии, выше, чем прочность этих же грунтов, обрабо- 5 таиных известным составом. При этом грунтовые покрытия, обработанные предлагаемым составом по способу смешения на месте, пригодны для эксплуатации на

5- 7 день после обработки, а обработанные по способу пропнткя - на второй день.

Предлагаемый состав целесообразно и пользовать для обеспыливания грунтовых покрытий аэродромов и ветродромов, прилегающих территорий, лишенных травяного > покрова, обработки грунтовых автодорог и их обочин и т. п.

Экономический эффект при максиматп ном объеме использования состава на грунтовых аэродромах гражданской авиа- 20 ции может составить 3 - 5 млн. руб, Формула изобретения

Состав для обеспыливания грунтов, включающий сырую нефть, продукт пере28 -40

Остальное

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 509551, кль С 04 В 13/30, 1976.

2. Авторское свидетельство СССР

¹ 770156, кл. С 09 К 3/00, 1978 (прототип). работки авиамасел и высокомолекулярное органическое вешество, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью уменьшения периода формирования покрытия и увеличения прочности водонасыщенного песчанного и супесчаного грунтов, в качестве продукта переработки авиамасла он содержит остатки регенарации отработанных масел, а в качестве высокомолекулярного органического вещества - битум нефтяной при следующем соотношении компонентов, вес. %:

Битум нефтяной 26-40

Ос татки регенерации отработанных масел

Сырая нефть

Составитель В. Сальников

Редактор А. Гулько Техред С.Мигунова Корректор У. Пономаренко

Заказ 4760/8 Тираж 668 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К-35, Раушская наб„д, 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4