Планетарно-роторная гидромашина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗЬБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (ii)941674 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 26.03.79 (21) 2745847/25-06 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл
F 04 С 2/08
Геаудлретеенннй кемнтет
СССР (53) УДК621 664 (088.8) Опубликовано 07.07.82. Бюллетень № 25
Дата опубликования описания 17.07.82
Ilo делан изобретений н еткрнтий
И. И. Лютый, Э. И. Рудой, Г. П. Черемисов и М.-A. Н. Аскери (72) Авторы изобретения
Кировоградский завод тракторных гидроагрегат в им. XXV съезда КПСС
Л ° (71) Заявитель (54) ПЛАНЕТАРНО-РОТОРНАЯ ГИДРОМАШИНА с
Изобретение относится к насосостроению, в частности к планетарно-роторным гидромашинам.
Известна планетарно-роторная гидромашина, содержащая корпус с установленными в нем кольцевым ротором, рабочие зубья которого имеют сквозные аксиальные каналы, и уплотнительным диском, образующим с внутренней поверхностью корпуса центральную компенсационную камеру (!).
Недостатком известной гидромашины является то, что при изменении частоты вращения приводного вала в сторону уменьшения или увеличения относительно номинальной величины нарушается равномерность прилегания уплотнительного диска к ротору. Это отрицательно сказывается на стабильности рабочих характеристик гидромашины.
Целью изобретения является стабилизация рабочих характеристик гидромашины, а также сокращение времени реверса.
Указанная цель достигается тем, что в уплотнительном диске выполнены отверстия для сообщения центральной компенсационной камеры с аксиальными каналами зу2 бьев ротора, кроме того, зубья кольцевого ротора установлены с торцевым зазором, причем суммарная величина торцевого зазора для каждого зуба составляет 0;0005—
0,0025 аксиального размера последнего.
На фиг. 1 показана гидромашина, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез Б — Б и  — В на фиг. 1.
Планетарно-роторная гидромашина содержит шестерню 1 с наружными зубьями 2, которая соединена с выходным валом 3, установленным в подшипниках 4. На внутренней поверхности корпуса 5 выполнены зубья 6, с которыми находятся в зацеплении наружные зубья 7 кольцевого ротора 8. Кольцевой ротор имеет также рабо15 чие зубья, выполненные в виде роликов 9 со сквозными аксиальными каналами 10, находящиеся в зацеплении с зубьями 2. Кольцевой ротор 8 с двух торцов имеет две группы пазов ll и 12, которые через две группы отверстий 13 и 4, кольцевые коллекторы 16 и 15 сообщены с входным отверстием 17 и выходным 18. Сквозные отверстия 19 сообщают между собой соответствующие группы пазов 11 и 12. Пазы 20, выполнен941674 ные на торце уплотнительного диска 21, постоянно сообщены с рабочими камерами 22, 23 и 24, образованными между зубьями шестерни 10 и кольцевого ротора 8.
Зубья кольцевого ротора 8 установлены с торцевым зазором а между уплотнительным диском 21 и зубьями кольцевого ротора 9.
Между диском 21 и внутренней поверхностью корпуса 5 образована центральная компенсационная камера 25, сообщенная посредством отверстий 26 в диске 21 с аксиальными каналами 10 зубьев 9, а по зазору а — с рабочими камерами 22, 23 и 24.
В пределах центральной камеры 25 размещены компенсационные камеры 27, сообщенные каналами 28 с рабочими камерами 22, 23 и 24. Величина торцевого зазора для каждого зуба ролика 9 составляет 0,0005—
0,025 его аксиального размера.
Планетарно-роторная гидромашина в режиме двигателя работает следующим образом.
Жидкость под давлением подается по отверстию 17, коллектору 15, пазам 11 к кольцевому ротору 8, сквозным отверстиям 13 к увеличивающимся в объеме рабочим камерам 22. При этом жидкость, находящаяся в рабочих камерах 22, воздействует на уплотнительный диск 21 и отводит его в пределах зазора от торцев шестерни 1 и кольцевого ротора 8, потому что давление в камерах 22 недостаточно для уравновешивания диска 21. Это способствует облегчени ю запуска дви гателя.
Рабочие камеры 23 при этом уменьшаются в объеме. Жидкость вытесняется из этих камер через пазы 20, группу пазов 12, сквозные отверстия 19 к выходным отверстиям 18. В рабочей камере 24 жидкость находится под переходным давлением. При движении шестерни 1 и кольцевого ротора 8 группы пазов 11 и 12 и сквозные отверстия 19, постепенно сообщаясь с пазами 20, обеспечивают распределение рабочей жидкости между камерами 22 — 24. После за5 пуска жидкость по зазорам а будет поступать через отверстия 26 в камеру 25, при этом диск 21 уравновешивается. Сообщение камеры 25 со сквозными каналами 10 в роликах 9 и через зазоры а по торцам роликов с рабочими камерами позволяет уст1о ранить пульсацию давления, облегчить реверс и обеспечить стабильность характеристик гидромашины.
Формула изобретения
1. Планетарно-роторная гидромашина, содержащая корпус с установленными в нем кольцевым ротором, рабочие зубья которого имеют сквозные аксиальные каналы, и в уплотнительным диском, образующим с внутренней поверхностью корпуса центральную компенсационную камеру, отличающаяся тем, что, с целью стабилизации рабочих характеристик гидромашины, в уплотнительном диске выполнены отверстия для сообщения центральной компенсационной камеры с аксиальными каналами зубьев ротора.
2. Гидромашина по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения времени реверса, зубья кольцевого ротора установлены с торцевым зазором, причем суммарная величина торцевого зазора для каждого зуба составляет 0,0005 — 0,0025 аксиального размера последнего.
Источники информации, зз принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2554212/25-06, кл. F 04 С 1/08, 1977.
941674
Редактор Н. Гунько
Заказ 4796 22
Составитель P. Казиев
Техред А. Бойкас Корректор Н. Степ
Тираж 678 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4