Шпоночное соединение

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

)94171

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 09.07.80 (21) 2954042/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) M. Кл.

F 16 В 3/00

Гесударствеллмй кемлтет

СССР (53) УДК 621.825 (088.8) Опубликовано 07.07.82. Бюллетень №25

Дата опубликования описания 17.07.82 пе делам лзобретенкй и еткрмтий

М. Я. Винокуров, В. М. Винокуров, В. А." Тетеркин и П. С. Зуев (72) Авторы изобретения (71 ) Заявитель (54) ШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ

Изобретение относится к деталям машин, а именно к устройствам для крепления различных деталей, например шестерен, поводков муфт и т. д., от продольного смещения, устанавливаемых преимущественно на консольных валах, имеющих сегментные 5 и врезные призматические шпонки.

Известно шпоночное соединение, содержащее деталь с внутренней проточкой, зафиксированную относительно вала шпонку и установленный в проточке вала и детали о стопорный элемент — разрезное пружинное кольцо (1) .

Однако в шпоночном соединении необходима дополнительная механическая обработка вала.

Известно шпоночное соединение, в котором фиксация осуществляется запиранием детали между торцом шпонки и торцом вала с помощью стопорного элемента — пружинного разрезного кольца, вставляемого в ступенчатый кольцевой паз детали, и резьбовой пробки, ввинчиваемой в торец детали до упора в торец вала для создания необходимого натяга. Пружинное кольцо выполнено с разрезом по ширине шпонки и имеет торцовый выступ для поворота кольца в пазу детали перед прижатием к торцу шпонки (2) .

Недостатками этого соединения являются конструктивная сложность из-за наличия натяжного устройства — резьбовой пробки, сравнительно трудоемкого стопорного элемента в виде профильного пружинного разрезного кольца.

Известно также шпоночное соединение, содержащее установленную на конце вала деталь, закрепленную в пазах вала и детали шпонку, выступающий конец которой отогнут на торец детали (3).

Однако известное соединение исключает многократную сборку — разборку соединения, а также тем, что для сборки необходимо использовать специальный инструмент для обжима выступающего конца шпонки по торцу детали.

Цель изобретения — повышение удобства эксплуатации путем обеспечения возможности многократной сборки и разборки.

Указанная цель достигается тем, что в шпоночном соединении, содержащем охватывающую деталь, установленную на кон941714!

Формула изобретения

Составитель А. Ярославский

Тех ред А. Бойкас Корректор В. Синицкая

Тираж 803 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор Н. Бобкова

Заказ 4800/24 це охватываемой детали, размещенную в их пазах шпонку и стопорный элемент, стопорный элемент выполнен из ленты прямоугольного сечения в виде шплинта и установлен в пазу охватывающей детали над

5 шпонкои, при этом один конец шплинта, обращенный к охватывающей детали отогнут, к ее торцу, а второй — к торцу шпонки.

Причем головка шплинта выполнена плоской, Т-образной формы.

На фиг. 1 показано предлагаемое уст- 10 ройство; на фиг. 2 — стопорный элемент; на фиг. 3 — то же, вид справа.

Шпоночное соединение состоит из шпонки 1, установленной в шпоночном пазу охватываемой детали 2 охватывающей детали 3 и стопора 4, установленного в шпоночном пазу детали.

При закреплении детали 3 на детали 2 стопор 4 накладывается на шпонку концами навстречу направлению движения охватывающей детали при ее установке. Конец zp стопора, обращенный к шпонке, отгибается к торцу шпонки.

Охватывающая деталь 3 устанавливается на деталь 2 до соприкосновения торца детали с торцом петли стопора. Второй конец стопора отгибается к торцу детали.

Предлагаемое устройство отличается простотой конструкции, технологично, упрощает монтаж и демонтаж закрепляемой детали, позволяет крепить детали без механической доработки вала электрических машин и его применение наиболее целесообразно при креплении шестерен, поводков муфт и других деталей, имеющих ограниченные размеры по диаметру. Стопор прост в изготовлении и процесс его изготовления, состоящий из штамповки и гибки, легко а втом атизи ровать.

Предлагаемое устройство может ыть использовано для крепления детали на любом участке вала, но наиболее актуальным оно является при креплении детали на конце вала, так как освобождает от необходимости доработки валов электродвигателей.

1. Шпоночное соединение, содержащее охватывающую деталь, установленную на конце охватываемой детали, размещенную в их пазах шпонку и стопорный элемент, отличающееся тем, что, с целью повышения удобства эксплуатации путем обеспечения возможности многократной сборки и разборки, стопорный элемент выполнен из ленты прямоугольного сечения в виде шплинта и установлен в пазу охватывающей детали над шпонкой, при этом один конец шплинта, обращенный к охватываемой детали отогнут к ее торцу, а другой — к торцу шпонки.

2. Соединение по п. 1, отличающееся тем, что головка шплинта выполнена плоской Т-образной формы.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США № 3.701.303, кл. 85 — 88, 1971.

2. Авторское свидетельство СССР № 514127, кл. F 16 В 21/18, 1976.

3. Патент Англии № 1429423, кл. F 16 В 3/00, 1976 (прототип).