Самотормозящийся винт

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИ Е

ИЗЬ6РЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

< >941721

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 14.01.80 (21) 2871708/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .

F 16 В 33/02

Гееудерстееииый кемитет

СССР

Опубликовано 07.07.82. Бюллетень № 25

Дата опубликования описания 17.07.82 (53) УДК 672.88 (088.8) лв делам изебретеиий и еткрмтий

3

А. П. Паламарчук и А. Г. Сймульмай: " (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) САМОТОРМОЗЯЙЩИЙСЯ ВИНТ

Изобретение относится к машиностроению, а именно к винтам регулирования зазоров в механизмах привода клапанов ДВС.

Известен самотормозящийся винт, содержащий стержень с головкой, с гладким и резьбовым участками. На резьбовом участке винта предусмотрена кольцевая канавка> диаметр впадины которой меньше диаметра впадины резьбы, а ширина в равна, по меньшей мере, двум виткам.

Кольцевая канавка разделяет два одинаковых витка, смещенных на величину, соответствующую потребной величине самоторможения и компенсируемую соответствующим упругим удлинением основания впадины.

Самоторможение (стопорение) при установке винта осуществляется за счет дополнительных сил трения в витках резьбовых участков, прилегающих к впадине, возникших, в основном, в результате упругого деформирования основания впадины 11).

Недостатками известного винта являются значительные осевые габариты и неравномерное, по длине резьбовых участков, распределение усилий и напряжений между витками резьбы. Максимальная нагрузка

2 действует на витках, расположенных вблизи канавки по обе ее стороны.

Цель изобретения — повышение равномерности распределения напряжений в сопряженных витках резьбового соединения, . 5 уменьшение осевых габаритов и упрощение монтажа резьбового соединения.

Указанная цель достигается тем, что в . самотормозящемся винте; содержащем стержень с головкой, с гладким и резьбовыми участками, стержень винта выполнен с продольными канавками, разделяющими резьбовую часть винта на четное число отдельных секторов, при этом на каждом втором секторе резьбы выполнена со смещением в осевом направлении по отношению. к резь15 бе на соседних с ним секторах.

Причем на его концевой части выполнен заходной участок с резьбой на всех секторах без смещения.

На фиг. 1 изображен самостопорящийся винт, общий вид; на фиг. 2 — сечение

А — А на фиг-. 1, на фиг. 3 — развертка резьбы.

Самотормозящийся винт содержит головку 1 и стержень, который имеет гладкий

2 и резьбовой 3 участки.

94172!

Формула изобретения

А-А

Фиг.2

Р зь6<.пой учас.гок 3 винта выполнен с

lip(), |<,: ьпы ми канавкам и 4, которые делят е о на четное число отдельных секторов 5.

11а каждом втором секторе резьба выполнена со смещением в осевом направлении по отношению к резьбе на соседних с ним секторах. Чтобы облегчить ввинчивание самотормозящегося винта в резьбовое отверстие (гайку), на концевой его части выполнен заходный участок с резьбой на всех секторах без смещения.

Самотормозящийся винт работает следующим образом.

В начальный момент ввинчивания заходной части винта в резьбовое отверстие винт не испытывает никакого сопротивления. С момента, соответствующего входу в резьбу 15 отверстия участков резьбы винта, выполненных со смещением, возникает упругая деформация этих участков и сопряженных с ними участков резьбы отверстия, что приводит к появлению дополнительной силы трения и момента самоторможения, препятствующего его самопроизвольному вращению в отверстии гайки. Резьбовой участок самотормозящегося винта может быть получен известным способом — накаткой с помощью накатного ролика или резанием с помощью 25 плашки.

Применение предлагаемого самотормозящегося винта обеспечивает более равномерное распределение нагрузки и напряжений по виткам сопряженной резьбы винта и гайки, сокращение осевых габаритов винта и соединения в целом и упрощает сборку соединения винт — гайка.

1. Самотормозящийся винт, содержащий стержень с головкой, с гладким и резьбовым участками, отличающийся тем, что, с целью повышения равномерности распределения напряжений в сопряженных витках резьбового соединения и уменьшения осевых габаритов винта, стержень винта выполнен с продольными канавками, разделяющими резьбовую часть винта на четное число отдельных секторов, при этом на каждом втором секторе резьба выполнена со смещением в осевом направлении по отношению к резьбе на соседних с ним секторах.

2. Винт по п. 1, отличающийся тем, что, с целью упрощения монтажа, на его концевой части выполнен заходный участок с резьбой на всех секторах без смешения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Франции № 239755?, кл. F 16 В 3302, 1979 (прототип).

941721

1 сз

C то

Ъ «»

° ф о сн в) са го

Редактор Н. Бобкова

Заказ 4800/24

Составитель В. Зворыкин

Техред А. Бойкас Корректор В. Синицкая

Тираж 803 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретеннй и открытий

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП <Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4