Шарнир равных угловых скоростей

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е „„941735

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву ¹ 894238 (22) Заявлено 03.09.79 (21) 2814480/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

Опубликовано 07.07.82. Бюллетень №25 (51) М. Кл.

F 16 D 3/30

Гееудерстееннмй кемнтет

СССР (53) УДК 621.825..5 (088.8) ле делам наеератеннй н еткрмтий

Дата опубликования описания 17.07.82 (54) ШАРНИР РАВНЫХ УГЛОВЫХ СКОРОСТЕЙ

Изобретение относится к точному приборостроению и может быть использовано для передачи вращения при переменном рабочем угле между осями соединяемых валов с сохранением передаточного отношения шарнира, равным единице во всем диапазоне рабочих углов.

По основному авт. св. ¹ 894238 известен шарнир равных угловых скоростей, содержащий корпус с подшипниками для сое1О динения валов и механизм для передачи вращения, в котором корпус выполнен в виде двух шарнирно соединенных звеньев с осью поворота, совпадающей с прямой, пересекающей оси соединяемых валов в одной точке, а механизм для передачи вра- 15 щения выполнен в виде симметрично расположенных двух пар вилок, сидящих на цапфах, установленных на соединяемых валах, и двух плоских шарниров, звенья которых соединены шарнирно с концами вилок, при этом оси цапф перпендикулярны осям соединяемых валов, а оси шарнирных соединений концов вилок с плоскими шарнирами совмещены с прямыми, пере2 секающнми оси соединяемых валов и цапф в одной точке (1).

Этот шарнир обеспечивает передачу вращения с неизменяемыми угловыми скоростями с диапазоном рабочих углов до

90 и выше.

Однако он не пригоден для соединения нескольких коаксиально расположенных ведомых и ведущих валов с независимыми приводами, что ограничивает его эксплуатационные возможности.

Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей шарнира путем обеспечения соединения нескольких коаксиально расположенных валов.

Поставленная цель достигается тем, что шарнир равных угловых скоростей, содержащий корпус с подшипниками для соединяемых валов и механизм для передачи вращения, в котором корпус выполнен в виде двух шарнирно соединенных звеньев с осью поворота, совпадающей с прямой, пересекающей оси соединяемых валов в одной точке, а механизм для передачи вращения выполнен в виде симметрично расположенных двух пар вилок, сидящих на

941735 цапфах, установленных на соединяемых валах, и двух плоских шарниров, звенья которых соединены шарнирно с концами вилок, при этом оси цапф перпендикулярны осям соединяемых валов, а оси шарнирных соединений концов вилок с плоскими шарнирами совмещены с прямыми, пересекающими оси соединяемых валов и цапф в одной точке, снабжен по меньшей мере двумя парами симметрично расположенных вилок и установленными на соединяемых валах цапфами, а также соединяющими вилками плоских шарниров, при этом цапфы, установленные на одноименных валах, расположены коаксиально один относительно другого, а сидящие на них вилки и соединенные с ними плоские шарниры рас- 1s положены концентрично.

На фиг. 1 представлен шарнир равных угловых скоростей, вид спереди; на фиг. 2— то же, вид сверху.

Шарнир равных угловых скоростей пред- щ назначен для соединения независимо друг от друга вращающихся, нескольких коаксиально расположенных ведущих 1 — 3 и ведомых 4 — 6 валов (на чертеже изображено по три вала, но их может быть больше или меньше). На соединяемых концах валов установлены цапфы 7 — 9 шарнира, соединяемые симметрично расположенными парами вилок 10 — 12, концы которых с помощью пальцев 13 шарнирно соединены со звеньями 14 — 16. Последние соединены по- з> парно осями 17, благодаря чему эти Звенья образуют плоские шарниры. Наружные коаксиально установленные ведущий и ведомый валы закреплены в подшипниках

18 и 19, расположенных в звеньях 20 и 21,. шарнирно соединенных друг с другом ося- 35 ми 22 и образующих корпус шарнира.

Шарнир работает следующим образом.

При вращении ведущих 1 — 3 валов, сидящие на цапфах 7 — 9 вилки !Π— 12 через плоские шарниры, образованные звеньями

14 — 16 приводят во вращение соответствующие вилки, связанные через цапфы 7 — 9 с ведомыми валами 4 — 6. При любых рабочих углах j все звенья механизма для передачи вращения, включающие вилки и плоские шарниры, описывают окружности, параллельно расположенные оси Oi02. При изменении рабочего угла j расстояние между цапфами ведущих и ведомых валов меняется, для компенсации этого изменения служат плоские шарниры.

Шарнир равных угловых скоростей может иметь широкое применение в точном приборостроении, когда необходимо передать несколько независимых движений на элемент конструкции, совершающий сложные движения, в частности в отсчетных цепях, где нет больших нагрузок, но очень высоки требования к точности и линейности передаваемых движений. Отсутствие больших трущихся поверхностей делает особенно выгодным применение этого шарнира в высоковакуумных условиях.

Шарнир может работать и как силовой, передавая значительные по величине крутящие моменты.

Формула изобретения

Шарнир равных угловых скоростей по авт. св. № 894238, отличающийся тем, что, с целью расширения его эксплуатационных возможностей путем обеспечения соединения нескольких коаксиально расположенных валов, механизм для передачи вращения дополнительно снабжен по меньшей мере двумя парами симметрично расположенных вилок, установленными на соединяемых валах цапфами, а также соединяющими вилками плоских шарниров, при этом цапфы, установленные на одноименных валах, расположены коаксиально один относительно другого, а сидящие на них вилки и соединенные с ними плоские шарниры расположены концентрично.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 894238, кл. F 16 D 330, 09.07.79 (прототип) .

941735 фиг. 2

Составитель И. Антипова

Редактор С. Патрушева Техред А. Бойкас Корректор А. Ференц

Заказ 4802 25 Тираж 990 Подписное

ВНИИ ПИ Государственного комитета СССР по делам иЗобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ”.35, Раушская на 6.; д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4