Узел соединения высоковольтной обмотки статора генератора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ.Свюэ Советскик

Сециапистичвскив

Рвс ублик

<и>942207 (5l ) Дополнительное к авт. саид-ву(22) Заявлено 27. 12..80 (21) 2726405/24-07 с присоединением заявки № (23) Приоритет (51) М. Кл.

Н 02 К 3/24

filo f46)cTIEIINll ке метет

СССР ю делан яеееретенкй и еткрытк1

Опубликовано 07. 07. 82. бюллетень № 25 (53) УДК621.313, . 713 (088. 8) Дата опубликования описания 07,07.82 (72) Авторы изобретения

П.3. Никитин, Я. Б.Данилевич, К. Н. Иасленников, П. С. Кабанов, К.ф. Потехин, Л.A.Çîëîòoâ, А.А. Карымов, А.И. Никольский, Т.И.Нэмени, Г.А.Бесчастнов и Ю. Е.Морин

Научно-исследовательский сектор Института Гидропроект" им. С. Я. Жука, Всесоюзный научно-исследовательский институт

"Электромаш" и Научно-исследовательский институт Завода

"Сибэле кт ротяжмаш" (7l ) Заявители (54) УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ ВЫСОКОВОЛЬТНОЙ ОБИОТКИ

СТАТ0РА ГЕНЕРАТОРА

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к устройству соединения обмотки статора,мощного высоковольтного генератора с электрическим вводом.

Известен узел соединения обмотки

5 с вводом, включающий концентрично расположенные проводники, покрытые изоляцией, и каналы охлаждения, расположенные в проводниках. Данный узел представляет собой весьма надежную и достаточно простую конструкцию, применяемую в мацных генераторах (1).

Однако подобная конструкция узла ввода не может быть применена в высоковольтных генераторах, так как возможен пробой. Для повышения его надежности необходимо значительное увеличение ;изоляционных промежутков, что в свою очередь, значительно уве- 20 личивает общие габариты всего узла.

Наиболее близким к предлагаемому является узел соединения высоковольтной обмотки статора генератора, име2 ющий образующие витки проводники в изоляции и расположенные между ними каналы охлаждения, с электрическим вводом, выполненным из центрального стержня, соединенного с. внутренним проводником обмотки, и концентричных, чередующихся с экранами, соединенными с соответствующими проводниками, слоев изоляции, причем каналы охлаждения расположены по обе стороны эоны электрического ввода (2). Указанная конструкция также не обеспечивает повышения эксплуатационной надежности устройства из-эа большого гидравлического сопротивления тракта охлаждения.

Цель изобретения - повышение эксплуатационной надежности узла.

Поставленная цель достигается тем, что проводники выполнены в виде концентрично расположенных труб, соединенных друг с другом в зоне ввода фасонными трубчатыми элементами, упомянутые каналы охлаждения в зоне

3 94220 вода выполнены сообщанщимися и ограничены слоями изоляции, расположенными между концаии проводников, фориируащих каналы, и фасонныии трубчатыми элеиентами, а проводники, формирующие каждый канал охлаждения, соединены перемычками, расположенныии по обе стороны слоя изоляции, ограничивающего канал а зоне ввода.

На Фиг. 2 показано устройство, продольный разрез; на фиг. 2 - то же, поперечный разрез, Ввод сформирован ступенчатой системой из охватывающих центральный стержень 1 чередующихся экранов 2, изоляционных конусов 3.

Стержень 1 электрического ввода приварен к первому витку 4(централь" ной трубе) обмотки с каналом 5 охлаждения. Конец первого витка, подходящий а виде трубы 6 слева, переходит а трубу 7 начала второго витка при помощи фасонного трубчатого элеиента 8, образуя при этом полость для прямого протока масла из канала 9 а канал 5, причем для улучшения гидравлических свойств сообщающихся каналов 9 и 5, образующих общий канал охлаждения, его формируют прямолинейным за с1:зт выклейки полости эо изоляцией а месте перехода конца первого витка трубы 6 а начало второго, трубы 7, При этом каждый предыдущий виток отделен от последующего слоем I0 изоляции, причем каждый такой слой изоляции продолжается вверх по стержню вывода с, экранирующим покрытием, образуя конус электрического вывода. Конец третьего витка 11 пе" реходит а начало трубы четвертого витка 12, имеюще.го канал 13 охлаждения, который сформирован трубой четвертого витка 12 и начинающейся с этого места дополнительной трубой чет вертого же витка 14, разделенных прокладками по всей длине, причем 45 внешний повив четвертого витка 14 оборван в месте электрического вывода справа и соединен с внутренним пови" вом четвертого витка 12 токопроводящей перемычкой 15. Две трубы каждого витка, содержащего каналы охлаждения, электрически связаны между собой с помощью токопроводящих фасонных перемычек 15. Кснец четвертого витка состоит из труб 16 и 17, разделенных ы каналом 18 охлаждения, причем труба

7 1

16 слева, в месте электрического вы" вода, обрезана, а труба 17 переходит а данном случае (при катушке с числом витков 4) в концевой вывод катушки, причем в.месте обрыва тру« бы 16 стоит токопроводящая перемыч

Ка 15, соединяющая трубы 16 и 17, которые Фактически являются одним витком.

Предлагаемое устройство обеспечивает повышение надежности путем обеспечения прямоточности охлаждающей среды и уменьшения гидравлического сопротивления охлаждающего тракта, Формула изобретения

Узел соединения высоковольтной обмотки статора генератора, имеющей образующие витки проводники в изоляции и расположенные между ними каналы охлаждения, с электрическим вводои, выполненным из центрального стержня, соединенного с внутреннии проводником, обмотки, и концентричных, чередующихся с экранами, соединенными с соответствующими проводниками, слоев изоляции. причем каналы охлаждения расположены по обе стороны зоны электрического ввода, о тл и ч а ю шийся тем, что, с цеплью повышения эксплуатационнои надежности, проводники выполнены в виде концеятрично расположенных труб, соединенных друг с другом в зоне ввода фасонными трубчатыыи элементами,. упомянутые каналы охлаждения в зоне авода выполнены сообщающимися и ограничены слоями изоляции, расположенными между концами проводников, формирующих каналы охлаждения, и Фасонными трубчатыми элементами, а проводники, Формирующие каждый канал охлаждения, соединены перемычками,расположенными по обе стороны слоя изоляции, ограничивающего канал в зоне ввода.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Титов В. и др. Турбогенераторы. Расчет и конструкция, И., "Энергия", 1967, с. 180- 183.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке М 2559122/24-07, кп. H 02 K 3/34, 1977.

942207

Ф N

0 9 . Тираж 721 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035,.Москва, И-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, Составит ел ь Л. Карцева

Редактор Л. Горбунова Техред и, Tenep . Корректор M. Øàðîøè