Синхронный электродвигатель
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ< 942218
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союз Советскик
Социалистических республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬ СТ9У (Sl ) Дополнительное к авт. свид-ву (5I )M. К.в.
Н 02 К 19/02 (22) Заявлено 26,09. 79 (21) 2820301/24-07 с присоединением заявки И
Вкударегввнай комитат
СССР дв двлам взобрвтввий и отврытвв (23) Приоритет
Опубликовано 07.07.82. Бюллетень № 25 (53) уды 621.313. .323(088.8) Дата опубликования описания 07.07. 82
В.K.Погодин О.А.Гущина, А.С.Куракин Г.Д.Григорьев и К.Е.Кудряшов
- 1, Специальное конструкторское бюро систем промышленной автоматики Чебоксарского производственно о объедйнения с «с «"* "Промприбор"
«- .--«:(72) Авторы изобретения(7l) Заявитель (54} СИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ
Изобретение относится к электрическим машинам, в частности к редук. торным электродвигателям, применяемым в электрических исполнительных механизмах систем автоматического регулирования и управления технологическими процессами различных отраслей промышленности.
Известны синхронные электродвигатели, содержащие ротор с зубцами и зубчатый статор с полюсами, снабженный индукционными обмотками, питаемыми от сети переменного тока, в каждую из которых включен вентиль, например, импульсные синхронные реактивные двигатели 11 ).
Однако в известных электродвигателях вращающий момент имеет форму импульса, в результате чего среднее значение момента электродвигателя значительно меньше максимального. Кроме того, пусковой. момент отсутствует или мал по величине, в результате чего для запуска этих .
2 электродвигателей необходимы допол нительные пусковые средства. К недостаткам известных электродвигателей относится. также неравномер5 ность вращения.
Наиболее близкими к предлагаемому являются синхронные электродви" гатели, содержащие ротор с зубцами, статор с 6и полюсами, где у1 " любое целое число, на внутренней поверхности которых выполнены зубцы, и трехфазной обмоткой, при этом каж-. дая фаза содержит две параллельные ветви, расположенные под углом ®/вт и состоящие из последовательно соединенных катушек и вентилей, вентили параллельных ветвей включены встречно, а числа зубцов статора и ротора связаны соотношением J Z -Z<)
20 =и, где 2 и Z< число зубцов статора и ротора соответственно.
Недостаток данной конструкции заключается в том, что магнитные потоки, возбужденные катушками каж3 94221 дой фазы, направлены встречно и поэтому могут замыкат ься через .все пол(оса„в том числе и через те, которые находятся на поперечной оси двигателя у уменьшая полезный вращающий момент и уменьшая КПД двигателя И, Цель изобретения - увеличение КПД электродвигателя.
Указанная цель достигается тем, что параллельные ветви выполнены из
И пар катушек, пары расположены под углом 2(с/и, катушки одной пары размещены на соседних полюсах и имеют противоположное направление намотки.
На фиг. 1 представлена конструкция
12-полюсного электродвигателя на фиг. 2 - взаимное положение 12-зубцов статора и 14 зубцов ротора в разные моменты времени," на фиг. 3 - изменение питающего напряжения на обмотках электродвигателя, на фиг.4показана электрическая схема электродвигателя.
Электродвигатель (фиг. 1) состоит из ротора 1 с зубцами 2, ста" тора 3, снабженного 6 и полюсами 4, на внутренней поверхности которых выполнены зубцы 5, на каждом полюсе
4 размещены кат шки 6 разных фазе
Размещение катушек электродвигателя и принцип его работы рассмотрен на примере трехфазного электродвигателя с 12 полюсами (п=2) и числами зубцов 2 и 5 статора 3иротора
12 и 14 соответственно.
Обмотка каждой фазы (фиг. и 4) состоит из двух параллельных ветвей
7. Например, обмотка фазы В состоит из ветвей 7, образованных восемью катушками 6/ив„, Иы Wв, "ври W>Ь wâ
W» ig . Каждая ветвь состоит йз двух (n=2) пар катушек 6 (Wii,, W и
W» W> ) сдвинутым относительно друг друга на угол 2®/и=180 . Катушки 6 одной пары (W „è Q) лежат на сосед- 5 них полюсах 4 (Р1 и Р ), катушки
6 другой пары (Чв„, w ) лежат на диаметрально распаложенных соседних полюсах 4 (Р7 и P> ). Катушки 6 каждой пары соединены встречно, т.е. имеют противоположяое направление намотки.
Вторая ветвь 7 расположена относительно первой под углом Т1(/и=90 . В каждую ветвь ", включен вентиль 8.
Вентили 8 в параллельных ветвях включены встречно.
В других Фазах катушки 6 размещены аналогично.
3 ф
В общем случае предлагаемый электродвигатель может быть реализован с числом полюсов 4 статора 3 и числом зубцов 2 и 5 ротора 1 и статора
3, отличающимся от рассмотренного в данном примере.
Электродви-атель работает следующим образом.
В момент времени т.,1 (фиг. 2 и фиг. 3) напряжение фазы В отрицательно и имеет максимальное значение, а напряжение фаз А и С положительно.
Под действием отрицательного напряжения одновременно возбуждаются две смежные катушки 6 (w и w ) и диаметрально противоположные им катуш ки 6 (ЧВ и йвв), возникшие пРи этом магнитные потоки образуют:-два независимых контура, замыкаясь через полюса 4 (Р„, Р и Р7, РВ). В то же время под действием положительного напряжения Фазы А возбуждаются еще две смежные катушки 6 (Ч и и ) и диаметрально противоположные им катушки 6 (w „ w 1 магнитные потоки которых образуют также два контура, замыкаясь через полюса 4 (Р и Р, P ) ° Под действием положиельного напряжения фазы С также возбуждаются две смежные катушки 6 (W и W ) и диаметрально противополож( ные катушки 6 (wс и w- ), возникст шие при этом магнйтные потоки замыкаются через полюса 4 (Р, Р и Р
P> ) . Через другие катушки 6 в рассматриваемый момент времени токи не протекают. В результате в момент времени „ магнитное поле имеет максимальное значение под диаметрально расположенными полюсами 4 (Р„, Р и Р)), Pg) s PoTop 1 flpH этом за нимает такое положение, при котором проводимость для магнитного потока полюсов 4 (Р, Р и P„ P<) максимальна.
В момент времени t магнитное поле имеет максимальное значение под следующими диаметрально расположенными полюсами 4 (Р, Рв и Р, Р ), ротор 1 занимает положение, при котором проводимость для магнитного потока этих полюсов 4 (Р(, Р> и Pg, Р ) максимальна. (момент t<, фиг. 2), При этом ротор 1 поворачивается на угол, равный 1/6 („ где t - зубцовое деление ротора.
Аналогично к моменту времени ротор 1 поворачивается также на 1/6 ,его зубцового деления, т.е. смещаW43 а
Ью Л9
Wcw
Wpg вт
Фиа!
5 9422 ется относительно своего первоначального положения на 1/3 t . К моменту времени t ротор 1 поворачи4 вается на половину его зубцового деления. В итоге за половину периода изменения питающего напряжения (t -t ) ротор 1 перемещается на 1/2 . За полный период изменения пи.1
ХК тающего напряжения ротор l поворачи вается на целое его зубцовое деле- о
we следовательно, скорость враще@of ния ротора I равнаЯ = — „rye Q.частота вращения, f — частота питающего напряжения. Для случая 2 =14
9.= 214 (об/мин).
М т
Соединение и расположение катушек 6 предлагаемым способом позволяет увеличить КПД электродвигателя по сравнению с известными за счет устранения магнитного потока по поперечной оси электродвигателя, который вызывал появление тормозного момента. формула изобретения
Синхронный электродвигатель, содержащий ротор с зубцами, статор
13 6 с Ьи полюсами, где И - любое целое число, на внутренней поверхности которых выполнены зубцы, и многофазной обмоткой, фазы содержат параллельные ветви, расположенные под углом %/и и состоящие из последовательно соединенных катушек и вентилей, вентили параллельных вет вей включены встречно, числа зубцов статора и ротора связаны соотношением f 2 -Z+(=n, где Х и 2 число зубцов статора и ротора соответственно, отличающийся тем, что, с целью увеличения КПД, каждая ветви выполнена из И пар катушек, пары расположены под углом
2Чи, катушки пар размещены на соседних полюсах и имеют противоположные направления намотки.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
Завалишин Д.А. и др. Электрические машины малой мощности ГЭИ, И.-Л., 1963, с. 323-333.
2, Патент франции II 2272519, кл. Н 02 К 19/24, 1975.
942213 б
0 9 Тираж 721 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, N-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ филиал ППП атент, г. Ужгород, ул. Проектная, Составитель В.Трегубов
Редактор Л.Горбунова Техред М,Тепер Корректор N.Øàðoøè