Электрическая машина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К ABTOPCNOhAY СВИДИтаЛЬСтВЮ

Сотов Соаетеник

Социалиетичеекик республик (i ) 942214 (6l ) Дополнительное к авт. санд-ву (22) Заявлено 26.07.7 9 (21) 2801606/24-07 (5I)M. Кл.

Н 02 К 23/56 с присоединением заявки М (23) Приоритет

9вударетмкей келктет

CCCP ю алаи кзебрвтеквк к вткуыткВ

Опубликовано 07.07.82. Бюллетень № 25

Дата опубликования описания 09.07.82 . (53) УДК 621.З1З (088. 8) (72) Автор. изобретения

В. И. Яковлев (7l ) Заявитель (7 (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА

Изобретение относится к электродвигателям или генераторам с ферромагниъ ным сердечняком, отделенным ст обмотки якоря.

Известен электрический двигатель постоянного тока, полый ротор которого: ..

5 состоит из цилиндрической опорной изоляционной части, на которой выполнена и закреплена обмотка 1 $

Ротор размещен в циаиндрическом зазоре иидуктора. Достаточная жесткость ро- тора в этом двигателе может быть достигнута увеличением толщины стенок ротора, а следовательно, увеличением магнитного зазора, что приводит к резкому уменьшению выходной мощности двигателя.

Наиболее близкой к предлагаемой является электрическая машина постоянно о го тока, в которой статор и полый ротор представляют собой цилиндрические тела.

Иидуктор установлен внутри попого ротора и совместно с внешним ферромагнит,ным цилиндром, замыкающим магнитный поток, образует статор машины f2).

Ротор представляет собой цилиндрический изоляционный каркас, на котором уло жена и закреплена обмотка. Такое конструктивное выполнение обеспечивает повышение выходной мощности электрической машины, так как диаметры ферромагнитного цилиндра статора и полого ротора максимально приближены друг к другу.

Однако из-за наличия изоляционного каркаса полого ротора, несущего обмотку, рабочий зазор машины значителен, не меньше толщины стенки pmopa с обмоткой, и ограничивает дальнейшее повышение выходной мощности с полым ротороме

Кроме того, наличие изоляционного

«аркаса затрудняет охлаждение обмотки ротора, что также ограничивает повыше» ние мощности известной машиньь Вследствие указанных причин электрические машины с полым ротором не нашли ши942214 ф роког0 преемеееееее::я за исключением случаев, когда не требуется большая мощность,. и необходимо резко уменьшить

iaQtiioET иееерцееи машины.

Цел изобретения — повышение выходной мощно=ти электриче кой маецинье с

-.;О TOPOЕ,Е, Поставлеееная цель достеп ветс я тем, что в электрической машине, содержащей статор, полый ротор и индуктор, установ- IO ленный внутри роТорВа ñòàTops ротор и индуктор выполнен в виде усеченных конусов, причем ротор представляет собой два отдельных основания, установленные перпендикулярно оси машины, скрепленные 15 между собой проводниками обмотки в виде металлических лент, а одно из зсноьвееий неподвижно установлено на промеекуточной обмотке и снабжено пружинными средствами„удерживающими обмотку QQ в натянутом состоянии.

На фиг. 1 приведена предлагаемая мвшиееа, разрез; на фиг. 2 — часть обмотки ротора, поясняющая образование его жесткости. 25

Предлагаемая машина содержит ста"ор 1, закрепленный на валу 2 при помощи дисков 3 и 4. На этом же валу закреплен индуктср 5, у противоположBhIx торцов котор го на подшипниках 6 50 установлены основания 7 и 8 ротора машины. Основание 8 подвижно установлено на промежуточной обойме 9 с возможностью осевого перемещения вдоль. вала машины при помощи пружины 10. Обмот35 ка ротора представляет собой набор металлических лент ll,(фиг. 2), закрепленньы концами на каждом из оснований 7 и 8 ротора машины. Ленты 11 расходятся лучами по нвлравлению от меньшего

8 к большему 7 основанию ротора, обеспечивая совместно с пружиной 10 и регулировочными шайбами 12 заданное положение ротора в собранном виде относительно статора 1 и индуктора 5. Ще45 точный узел 12 машины может быть закреплен на одном из дисков 3 или 4 статора 1.

Квк видно из фиг. 1, статор, ротор и индуктор машины представляют собой

50 усеченные конуса, установленные один другом с минимальным зазором по образующей поверхность Коническая форма основных частей машины обеспечивает жесткость полого ротора без применения

55 в его конструкции отдельного несущего обтлку каркаса. В предлагаемой машине величина рабочего зазора определяется только толщиной металлических лент обмотки ротора, создавая тем самым условия для наилучшего использования поля возбуждения и повышения вьеходной мощности машины, Металлическая лента ll обмотки ротора может иметь в сечении форму, прибле*.<енную к прямоугольнику, однако наилучшим сечением следует считать сегмент, ограниченный двумя дугами разного радиуса, больший из которых обращен в сторону индуктора. Предлагаемая машина может работать в режиме как электродвигателя, так и генератора, т.е. является обратимой.

Предлагаемая конструкция электрической машины с полым ротором выгодно отличается от известных тем, что рабочий зазор имеет минимальную по сравнению с известными машинами вели= чину, практически определяемую толщиной ленты обмотки ротора. Имеется реальная возможность регулировки этого зазора взаимным перемещением статора и ротора относительно индуктора. Кроме того, резко улучшаются условия охлаждения ротора, так как в нем отсутствует изолирующий каркас, а его роль выполняют разделенные между собой воздушным зазором металлические ленты обмотки. В конечном итоге все это обеспечивает повышение выходной мощности машины.

Ф ор мула изобретения

Электрическая машина, содержащая статор, полый ротор с обмоткой и индуктор, установленный внутри ротора, о т— л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения выходной мощности, статор, ротор и индуктор выполнены в виде усеченных конусов, причем ротор состоит из двух отдельных оснований, установленных перпендикулярно оси машины и скрепленных между собой проводниками обмотки, выполненной в виде металлических лент, а одно из оснований неподвижно установлено на промежуточной обмотке и снабжено пружинными средствами, удерживающими обмотку в натянутом состоянии.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Заявка Великобритании

М 1378220, кл. Н 2 A (Н 02 К 23/26), 1974.

2. Вопросы коммутации машин постоянного тока. Сб. докладов. М., Энергия", 1977, с. 36.

9422 1.4

Составитель С. Шутова

Редактор Л. Горбунова Техред M.Tenep Корректор E Рошко

Заказ 4860/49 Тираж 721 Подписное

ОНИИПИ Государственного комитета .СССР по делам изобретений и открытий

l 13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5.Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4