Дисковый тормоз с усилителем
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАЙ ИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К йатавтЮ
Союз Советские
Социвлистнческне
Республик
«»942607 (61) дополнительный к патенту
Щ ЗаявлЕно 14.11.79(21) 2842600/25-27 (23} Приоритет — (32) 14.11. 78 (31) 44327/78 (331 Великобритания (51) М. Кл.
Г 169 55/16
1ьеудережевй «емитет
CCCP
60 йеаем «еебеетений н етерытеа
Опубликовано 07.07.82фюллетень № 25 (53) УДК 62-592 (088. 8) Дата опубликования описания 07.07.82 (72) Автор изобретения
Иностранец
Роберт Алан Андерсон
"(Великобритания) J3, Иностранная фирма
"Лукас Индастриз Лимитед" (Великобритания) (71) Заявитель (54) ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ С УСИЛИТЕЛЕМ
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано нв автотранспорте.
Известен дисковый тормоз с усилителем, содержащий установленные в корпусе с возможностью осевого и у лового перемещения два HBKHMHblx диска с фрикционными накладками, расположенные между ними в канавках переменной глу, бины шарики, гидропривод, содержащий р гидроцилиндр, а также телескопический регулятор зазора, состоящий из гильзы и установленного в ней с возможностью осевого фиксированного перемещения штока, связанный с нажимными дисками (1). р
Однако в известном тормозе недостаточно высокая надежность работы регулятора зазора, обусловленная жесткими кинематическими связями упомянутого регулятора и нажимных дисков. Кроме того, 20 в известной конструкции расположение регулятора зазора таково, что он в процессе работы воспринимает нагрузку от привода, прилагаемого к нвжимным дискам, которая в свою очередь нерввномер- 25 но распределена между элементами тормоза.
Hem» изобретения — повышение надежности тормоза путем улучшения восприятия его элементами динамических нагрузок и равномерного их распределения между ними.
Поставленная цель достигается тем, что дисковый тормоз с усилителем, содержащий установленные в корпусе с возможностью углового и осевого перемещения два нвжимных диска с фрикционными накладками, расположенные между ними в канавках переменной глубины шарики, гидропривод, содержащий гидроцилиндр, в также телескопический регулятор зазора, состоящий из гильзы и установленного в ней с возможностью осевого фиксированного перемещения штока, и связанный с нажимными дисками, снабжен упором и двуплечими шарнирно закрепленными одним из плеч на каждом из нажимных дисков и подпружиненными к ним рычагами, другим плечом которые шарнирно закреплены соответственно нв
3 94 60 гильзе и на штоке регулятора зазора, упор закреплен в корпусе, а каждый из нажимных дисков в месте шарнирного соединения диска и двуплечего рычага выполнены с осевыми выступами, расположенными с возможностью последовательного взаимодействия с упором, а регулятор зазора установлен в плоскости, параллельной плоскости нажимных дисков. 0
При этом один из нажимных дисков выполнен с осевым кольцевым ступенчатым вьгступом, а другой — с осевым гнездом, в котором помещен указанный выступ; рабочая камера гидроцилиндра образована боковой поверхностью гнезда, боковой поверхностьк последней ступени выступа и смежными торцами первой ступени выступа и гнезда.
На фиг. 1 представлен тормоз, продольный разрез; на фиг. 2 — то же, се".ение A-А на фиг. 1; на фиг. 3— узел 1 на фиг. 2.
Дисковый тормоз с усилителями содержит корпус 1, тормозной вал 2 колеса транспортного средства (не показано); в коппусе 1 выполнены тормозные повер:.ности 3 и 4, между которыми расположены вращаемые фрикционные диски
5, установленные на валу 2 с возможЗо ностью осевого перемешения.
Усилитель дискового тормоза выполнен в виде двух нажимных дисков 6 и 7, установленных между фрикционными дисками 5 и шариками 8, расположенных
35 в канавках 9 переменной глубины. Нажимные диски 6 и 7 центрируются на отстоящих под углом друг от друга центрирующих буртиках 10, выполненных в корпусе 1. Гнездо 11 в нажимном диске 7
40 и ступенчатый выступ 12 в нажимном диске 6 образуют кольцевой гидроцилиндр.
Боковые поверхности 13 и 14, а также торцы гнезда 1 1 и ступенчатого выступа 12 образуют рабочую камеру гидроцилиндра. Тормозная жидкость в гидроцилиндр подается через отверстие 1 5.
На нажимном диске 6 выполнен радиальный выступ 16, в корпусе смонтирован упор 17, а на нажимном диске 7 выполнен выступ 18. Между нажимными дисками 6 и 7 расположены возвратные пружины 19. Тормоз содержит также телескопический, авторегулятор 20 зазора, состоящий из телескопического узла
2l, соединительных элементов 22 и 23, связывающих телескопический узел 21 с двуплечими рычагалж 24 и 25, которые пальцами 16 и 18, 26 и 27 связа7 4 ны с выступами нажимных дисков 6 и
7. Телескопический узел состоит из гильзы 28, соединенной с элементом 22, и штока 29, расположенного в гильзе
28 и связанного с элементом 23. Гильза 28 выполнена с внутренней радиальной канавкой 30, в которой перемешается разрезное кольцо 31, упирающееся в шток 29. Каждый двуплечий рычаг 24 и 25 выполнены с упорами 32 и 33 с о ответствен но.
Рычаги 24 и 25 подпружинены каждый соответственно к нажимным дискам 6 и 7.
Рычаг 24 подпружинен пружиной 34, надетой на плечо 35 и закрепленной на нажимном диске 6 на выступе 36.
Рычаг 25 установлен аналогично (не показано), на нем выполнен выступ 37.
На рычаге 24 выполнен выступ 38.
Устройство работает следующим образом.
При подаче тормозной жидкости в рабочую камеру гидроцилиндра нажимные диски 6 и 7, перемещаясь в осевом и угловом направлении, захватывают фрикционные диски 5, перемещая их в направлении к поверхностям 3 и 4. Затем нажимные диски 6 и 7 движутся только в угловом направлении, пока один из них не остановится, зацепившись выступом, например 16, с упором 17, который действует как стопор.
Другой нажимной диск, например 7, обеспечивает своим угловым перемещением серводействие усилителя посредством шариков 8, перемещающихся в канавках 9 переменной глубины.
При вращении в обратном направлении серводействие обеспечивает угловое перемещение другого нажимного диска, например 7. Возвратные пружины 19 отводят нажимные диски в исходное положение.
Разрезное кольцо 31 образует со штоком
29 муфту свободного хода, которое при перемещении последнего относительно гильзы 28 увеличивает- длину телескопического узла 21. Рабочий зазор тормоза определяется длиной радиальной канавки
30. При отсутствии регулировки рабочего зазора кольцо 31 перемещается в пределах длины канавки 30. При необходимости регулировки рабочего зазора (при износе фрикционных накладок) телескопический узел 21 удлиняется. Возвратная пружина 19 перемещает нажимной диск 6 или 7, обеспечивающий серводействие. Телескопический узел 21 не подвергается нагрузкам от привода и обеспе1. Дисковый тормоз с усилителем, содержащий установленные в корпусе с
5 94260 чивает лишь упор нажимных дисков 6 и 7.
Если усилие между выступами 18 и
16 нвжимных дисков 6 или 7 и упором
17 превышает заданную нагрузку на пружине 34, рычаги 24 или 25 будут поворачиваться относительно соответственно нажимных дисков 6 или 7 вокруг пальцев 26 или 27, и соответствующие упоры 32 и 33 будут перемешаться от 10 выступов 16 или 18. Когда усилие, возникающее между рычагом 25 и упором 1.7, достаточно для преодоления усилия на пружине 34, рычаг 25 будет дальше перемещаться в угловом направ- 15 ленин относительно пальца 27 с упором
33, и выступ 18 войдет во взаимодействие с упором 17. Это перемещение приведет к уменьшению длины телескопического узла 21 за счет перемещения 20 разрезного кольца 31 в канавке 30.
Дальнейшая регулировка поэтому проведена быть не может.
Усилие на пружине 34 выбирается соответственно усилию торможения. 25
Поскольку нвжимные диски 6 и 7, работают в равных условиях при изменении направления вращения, регулятор остается нечувствительным к нагрузке в любом режиме. 30 .Таким образом, предлагаемое устройство позволяет повысить надежность работы.тормоза эа счет снижения нв регу- лятор зазора динамических нагрузок, возникакщих при работе тормоза, и полностью исключить чагрузки на регулятор при включении в работу гидропривода, поскольку изменение длины телескопического узла происходит только при относительном угловом перемещении нвжимных 40 дисков.
Формула изобретения
7 6 возможностью углового перемещения и осевого перемещения по неподвижным центрируюшим буртикам двв нвжимных диска с фрикционнымн накладками, расположенные между ними в канавках переменной глубины шарики, гидропривод, содержащий гидроцилиндр, а также телескопический регулятор зазора, состоящий из гильзы, установленного в ней с воъможностью фиксированного осевого перемещения штока, и связанный с нажим.— ными дисками, о т л и ч в ю ш и й— с я тем, что, с целью повышения надежности работы путем более равномерного распределения нагрузки между элементами регулятора зазора и нвжимными дисками, он снабжен упором и двумя двуплечими рычагами, подпружиненными к нажимным дискам и закрепленными на них каждый одним иэ своих плеч, при этом другим свободным плечом один иэ рычагов шарнирно закреплен на гильзе, а другой — на штоке регулятора зазора, упор закреплен в корпусе, а каждый из нвжимных дисков в месте шарнирного соединения диска и двуплечего рычага выполнены с осевыми выступами, расположенными с возможностью взаимодействия с упором, а регулятор зазора установлен в плоскости, параллельной плоскости нажимных дисков.
2. Тормоз по п.1, о т л и ч в ю— ш и и с я тем, что один из нажимных дисков выполнен с осевым кольцевым ступенчатым выступом, а другой — с осевым гнездом, в котором помещен указанный выступ, при этом рабочая камера гидроцилиндрв образована боковой поверхностью одной из ступеней выступа и смежными торцами ответной ступени выступа и гнезда.
Источники информации принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США М. 2595859, кл. 188-71.3, 1953 (прототип) .
942607
Составитель Е. Ахматова
Редактор И. Ковальчук Техред М. Надь Корректор Г. Огар
Заказ 4891/53 Тираж 990 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открьгтий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4