Рифленый лист

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советсник

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

И ЗОБРЕТЕ Н ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ и 942820 (6 l ) Дополнительное к авт. санд-ву (22) Заявлено 11.12.80 (23) д214208/22 02 с присоединением заявки М (23) Приоритет

Опубликовано 15.07.82. Бюллетень ¹ 26

Дата опубликования описания 19.07.82 51)М. Кл.

В 21 В 1/08

9жудаустюиа1 кемитет

СССР

Ilo йелаи кзобретений и втермтий (53) УДК621.77. .04(088.8) !

А. М. Мелешко, А. П. Грудев, В. С. Лиханский, В;Ц..Поляков;--- --.

Ю. С. Кострица, Н. М. Богин, А. Е. Руднев| В. Б. Бахтинов,:

В. X. Карюков и A. Д. Белянский

I (72) Авторы изобретения

Днепропетровский ордена Трудового Краснжо,3йамени металлургический институт (71) Заявитель (54) РИФЛЕНЫЙ ЛИСТ

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано в строительстве, авиа и судостроении.

Наиболее близким к предлагаемому по техническому решению является рифленый лист, выполненный с расположенными на одной из его сторон ребрами рифления постоянного сечения по их длине и трапециевидного профиля (11 .

Однако использовать такой рифленый лист в качестве съемной формы для железобетонных плит аэродромных и дорожных покрытий не представляется целесообразным, поскольку эксплуатационные характеристики плит, а также качество их, оказываются невысокими из-еа плохого сцепления колес с покрышками. Это обусловлено тем, что направление рифления совпадает с направлением движения транспортных средств. Расположение риф- уп лений способствует образованию сколов бетона. К тому же прокатка такого рифленого листа, а также съем железобетон ных плит с листа весьма затруднены.

Низкая технологичность изготовления рифленого листа ведет к увеличению обжатий, к повышенному износу валков, перегрузке главной линии стана, перерасходу электроэнергии.

Цель изобретения — использование рифленого листа в качестве съемной формы для получения железобетонных плит с качественной поверхностью и улучшения тех« нологичности изготовления самого листа.

Поставленная пель достигается тем, что рифленый лист, выполненный с расположенными на одной из его сторон ребрами рифления постоянного сечения по их длине и трапециевидного профиля, ребра рифления расположены по зигзагообразным линиям, направленным поперек листа, причем угол между ребрами рифления 150—

160, а шаг рифления больше ширины рифа по основанию его трапециевидного профиля, но меньше половины длины периода зигзагообразных линий и определяется зависимостью

3 942820

И . . д

2 (— )c1tc gc+lv ми. ь, 2. я ф (1) где .

Я. (3) Bïë= Я-КЕ. шаг рифления; ширина рифа по основанию тра5 пецневидного: ирофиля; высота рифов; угол наклона боковой грани рифа к листу;

16 половина периода зигзагообразной линии; угол между ребрами рифпения.

Рифление листа обеспечивает устойчивое движение транспортных средств; предотвращение бокового смещения транспортных средств. Это смещение может быть вызвано воздействием на транспортные средства косого или бокового ветра.

Рифление составлено иэ рифов разных Ю направлений, концевые участки которых образуют угол а = 150 + 160, а само рифление представляет собой зигзагообразную линию, расположенную поперек листа с полупериодом 6 25

Вероятность бокового смешения W транспортных средств при движении по предлагаемому покрытию снижается, а ес ли вероятность попадания % вершин, образованных концевыми участками сопряженЗе ных рифов, под колеса машин повышается, т. е. и = — или

Ж

1фг 3S

Это равенство (1), выраженное через общее количество и возможных попаданий вершин колеса и количестве вершин И на данной ширине листа, примет вид

«и

ЧМ= т =м (2) Из равенства (2) видно, что увеличение числа вершин и не ширине листа В сниЯ/I жает вероятность бокового смешения и повышает вероятность попадания Ф вер шин под колеса транспортных средств.

Однако бесконечно увеличивать число вершин, контактирующих с колесами, по ширине листа нецелесообразно, так как наблкг56 деется ухудшение эксплуатационных характеристик настилов.

К тому же необходимо выдержать услов но стыковки плит

I где Вп„- ширина плиты;

K — целое число; — половина периода зигзагообраз.ной линии.

Полупериод зигзагообразной линии выбирают из условия

1=09 04 ь,i .. (4) где tl — наиболее часто встречающаяся ширина колес.

При 3 гге,„, т. е. когда полупериод 6 стремится к ширине плит В А, уменьшает ся вероятность попадания 4 вершин под колеса транспортных средств, что в свою очередь повышает вероятность бокового смешения.

Увеличение угла 0I между сопряженными рифами разных направлений более 160 ведет к повышению вероятности бокового смешения транспортных средств при движении по покрытию, т. е. зигзагообразная линия приближается к прямолинейной лио нии. Уменьшение же угла а менее 150 ведет к снижению эксплуатационных характеристик, т. е. снижается сцепление колес транспортных средств с покрытием, так как уменьшается нормальная составляющая движения колес на рифления, создающая сцепление, & тангенциальная составляющая, способствующая скольжению, увеличивается.

На фиг. 1 изображен предлагаемый рифленый лист, общий вид; на фиг. 2сечение рифления, выполненное в плоскости, параллельной нормали к оси рифа (узел I на фиг. 1); на фиг. 3 - сечение рифления, выполненное в плоскости, параллельной боковым кромкам листа (разрез

А-А на фиг. 2).

Рифленый лист цредстевляет собой плоское основание 1, толщиной 5, рабочая поверхность которого снабжена рифами 2 разных направлений. Ри гы 2 сопряжены коняевыми участками и расположены поперек листа по зигзагообразным линиям

3 с шагом Ь . Каждый из сопряженных рифов 2 представляет собой половину периоде в зигзагообразной линии.

Сопряженные рифы 2 разных направлений ориентированы под углом р друг к другу, причем угол ориентации находится в пределах 150 160О, образуя непрерывную зигзагообразную линию. Предлагаемое значение угла а является наиболее благоприятным с точки зрения ухудшения сцепления колес.с покрытием при движе» нии по ним транспортных средств, а также устранения сколов бетона при снятии железобетонных плит с рифленого листа.

Сечение рифов, выполненное в плоскости, параллельной нормали к оси рифа, 5 9428 представляет собой трапецию высотой Ф шириной рифа по основанию и по высоте соответственно Ья и b, и с углом наклона боковой грани к основанию т.

Сечение же рифов, выполненное в плос- S кости, параллельной боковым кромкам листа, также представляет собой трапещпо высотой, однако ширина рифов по осно1 ванию и по высоте соответственно о и

Ь увеличится на величину ., !у.

< t0

Величина характеризует расстояние между рифами по плоскости основания листа.

Шаг рифления выбран таким, чтобы можно было обеспечить стабильность про-1$

mecca прокатки и его технологичность. Он должен быть не меньше суммы ширины рифа по основанию и по высоте, т. е. ю

Так как

2. И

Ъ-Ь вЂ”вЂ”

1. (ру (6)

4 72.(b1- ) (7) ф <СЕ Ьд (8) 3$ то неравенство 5 примет вид

Однако шаг рифления 4 не должен пре-ЗО

:вышать суммы расстояний между рифами по плоскости основания и ширины рифа по основанию, т. е.

t+KOtQ gi1nф+

Это значит, что в очаге деформации процессу деформации должно подвергаться не менее двух или кратное величине (8) число зигзагообразных линий.

Устройство работает следуюшим образом.

Лист, используемый, например в качестве покрытия палубки корабля, укладывается таким образом, что зигзагообразные линии 3 расположены перпендикулярно продольной оси корабля. Это позволяет обеспечить надежное сцепление при передвижении людей H транспортных средст по палубе, как в продольной, так и в поперечном направлениипри любой качке корабля. Кроме того, данное рифление позволяет воде свободно скатываться эа борт в поперечном направлении, не мешая

$5 передвижению людей и транспортных средств по палубе.

Аналогично устройство работает и при использовании его в качестве форм для

20 6 изготовления аэродромных плит. В данном случае рифленый лист формирует бетонные плиты с канавками. Плиты укладываются так, чтобы зигзагообразные линии рифления располагались перпендикулярно перемещению колес самолетов. Выполнение таким образом канавки обеспечивает высокие фрикционные свойства в продольном направлении, так как угол между сопряженными рифами разных направлений составляет 150- 160 и близок к 180".

Кроме того, выполнение рифления зигзагообразными предотврашает боковое смешение колес самолетов прн боковом или косом ветре.

Пример конкретного выполнения. Сляб размерами Н В 4 = 320-800- 1000 мм прокатывается в черновой клети до получения предчистовой заготовки размерами

10 1РРР 16000 мм, после чего к чистовой клети производится рифление в валках, один из которых гладкий, а второй имеет зигзагообразные канавки, расположенные вдоль бочки валка. При глубине канавок Ь = 3,0 мм, ширине рифа по основанию 5 = 6 мм, ширине рифа по вершине Ь =3 мм, угле наклона боковой ,грани ребра g = 62, при длине полупериода 3 = 30 мм, при угле между рифами разных направлений о = 150 шаг ребер рифления должен быть больше 9 мм и меньше 14мм. Принимаем шаг рифления 12 мм. Данный шаг всегда обеспечивает нахождение в очаге деформации двух участков профилей с ребром ря ления, что позволяет стабилизировать процесс прокатки. При использовании данного рифленого листа в качестве формы для аэродромных плит, качество последних выше за счет меньшего выкрашнвания бетона в местах сопряжения канавок.

Рекомендуется с целью облегчения съема железобетонных плит с листа, угол наклона боковой грани рифа к основанию принимать порядка 50".

Использование рифления листов взамен существукицих ромбических рифленых листов в качестве съемной формы для железобетонных плит аэродромных и дорожных покрытий позволяет получить в народном хозяйстве экономический эффект 600 тыс. руб, в год за счет повышения качества и эксплуатационных характеристик иэделий, в которых лист применяется в качестве съемной формы.

Формула изобретения

Рифленый лист, выполненный с распо ложенными на одной из его сторон ребраМи рифления постоянного сечения по их

942820 8 где 5 - шаг рифления; ш"р"на рифа по основанию тра9. пециевидного профиля; и - высота рифа; — угол наклона боковой грани рифа в- к листу; о— половина периода эигзагообразав ной линии;

oL - угол между ребрами рифления. длине и трапециевидного профиля, о тл и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью использования рифленого листа в качестве съемной формы для получения железобетонных плит с качественной поверхностью н улучшения технологичности изгото ления самого листа, ребра рифления расп ложены по зигзагообразным линиям, напр ленным поперек листа, причем угол между ребрами рифления 150 - 160, а шаг 10 рифления больше ширины рифа по основанию его трапециевидного профиля, но меньше половины длины периода зигзагообразных линий и равен (15

1. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2940361, кл. В 21 В 1/08, 12.06. 80.

1(b - < )

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

942820 т.2

Составитель В. Васильева

Редактор А. Химчук Техред A.A Корректор В. Бутяга

Заказ е 4952/1 1 Тираж 845 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, -35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП Патент, г; Ужгород, ул. Проектная, 4