Электромотор-колесо
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскин
Социапистическин
Республик
ОП ИСАНИ Е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (ti) 943019 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 24. 12.80 (21) 3222268/27 с присоедннением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 15 07 82 Бюллетень № 26
Дата опубликования описания 18.07.82 (53)М. Кл.
В 60 К 7/00
9кударотмнный комитет
СССР ло делам изобретений и открытий (53) УДК 629. .1. 13.028 (0.88.8) Г. P. Вейнгардт, Г. К. Кушаков, 3.:Т. Яичникова и В. С. Литвинов
1
Карагандинский научно-исследователвекий» цроектноконструкторский и экспериментальный институт
Г нпроугл егор м аш" (72) Авторы изобретения (7!) Заявитель (54) ЭЛЕКТРОМОТОР КОЛЕСО
Изобретение относится к шахтному пневмоколесному машиностроению, преимущественно к устройству самоходных вагонов на пневмоколесном ходу, предназначенных.для использования в угольных и рудных шахтах.
Известно электромотор-колесо, содержащее электромотор, ступицу колеса, планетарный редуктор, вход и выход которого кинематически связаны соответственно, с валом электромотора и ступицей колеса, и подшипник для связи ступицы колеса с электромотором (1).
Недостатком известного электромоторколеса является то, что нагрузка îт.двигателя к колесу машины передается через передний шит элекгромотора. A для электромоторов в рудничном взрывозащищенном исполнении, выполненных в соответствии с требованиями к взрывонепро- о ницаемым оболочкам, нагружать подшипниковый шит не допускается.
Бель изобретения — повышение надежности путем разгрузки поцшипникового
2 узла связи электромотора со ступицей колеса от вертикальных нагрузок.
Бель достигается тем, что в электромотор-колесе подшипник установлен на корпусе электромотора, а ступица колеса связана с внешним кольцом упомянутого подшипника, внешнее и внутреннее кольца которого выполнены соответственно в виде двух элементов, скрепленных болтовым соединением,и по крайней мере, двух полуколец. . На фиг. 1 изображен общий вид предлагаемого электромотор-колеса, продольный разрез; на фиг. 2 — узел Я иа фиг. 1 (вместо крепления подшипника на электромоторе), а фиг. 3 — сечение А-А на фиг. 1 (вид на крепление подшипника сзади) .
Электромотор-колесо состоит из электромотора 1, пневмошины 2, обода колеса
3, планетарного редуктора 4 и цодшипинка 5.
Электромотор-колесо имсет в своей конструкции, наряду с другими узлами, 3 9430 передний и задний подшипииковые шиты 6 и корпус двигателя с фланцем 7.
Йля разгрузки переднего шита 6 подшипник 5 устанавливается непосредственно на корпус двигателя за его крепежным фланцем 7.
Подшипник состоит из внутренней обоймы, для возможности сборки выполненной разрезной иэ двух полуколец 8 и 9 (см. фиг. 3}, которые крепятся к фланцу 7 1о двигателя болтами 10, наружной обоймы, состоящей из двух колец 11 и 12, соединенных между собой болтами 13, сепаратора 14 с шариками 16 и уплотнений 16, Для получения генерированного зазора в подшипнике, обеспечивающего плавное качение шариков 16, между кольцами 11 и 12 наружной обоймы устанавливаются регулировочные прохладхи 17.
На другом конце кольца 12 наружной обоймы имеются коцусный выступ 18, к которому крепится обод колеса 3 и реэьбовые отверстия под шпильки 19, с помо шью которых кольцо 12 крепится к водилу 20 редуктора 4, За счет этого наружная обойма подшипника одновременно является ступицей колеса.
Устройство работает следующим образом.
Момент от вала электромотора 1 передается на ведомое водило 20 редуктора 4. От водила 20 момент передается на наружную обойму подшипника, состоящую из колец 11 и 12, соединенных между собой болтами 13, и свободно вращающуюся, эа счет подбора прокладок 17, 3$ на шариках 15, расположенных в сепараторе 14, по внутренней обойме подшипника, состоящей из двух полуколец
8 и 9, установленных непосредственно на
4о хорпусе за его фланцем 7 и прикрепленных к нему болтами 10. От наружной обоймы подшипника момент передается на обод колеса 3 с пневмошиной 2. Момент от вала электромотора 1 к ободу колеса
3 с пневмошиной 2 передается минуя
4$ шит 6. За счет того, что шит 6 ненагружен, сохраняется взрывонепрсницаемой оболочка электромотора, предотврашаюшая передачу взрыва при воспламенивши внут19 4 ри оболочки, и тем самым, обеспечивает невоспламенение окружающей взрывоопасной газопылевоздушной смеси от элехтрических искр и дуг пламени и нагретых частей электромотора.
Предлагаемая конструкция электромо тор-колес дает возможность повышения надежности как самих мотор-колес, так и всей машины в целом. Разгрузка подшипникового щита. повышает безопасную эксплуатацию машин в угольных шахтах, опасных по газу и пыли, что не предусматривается в известных электромоторхолесах, для машин, работающих на поверхности. Кроме того, при применении предлагаемых электромотор-колес снижается вес машины и упрощается трансмиссия в целом, что дает возможность получить экономический эффект па сравнению с базовой техникой около
30 тыс. руб. в гоц.
Формула изобретения
Электромотор-колесо преимущественно для шахтных транспортных средств, содержащее электромотор, ступицу колеса, планетарный редуктор, вход и выход которого кинематически связаны соответственно с валом электромотора и ступицей колеса, и подшипник для связи ступицы колеса с электромотором, о т л и ч а ю— шийся тем, что. с целью повышения надежности путем разгрузки подшипникового узла связи электромотора со ступицей колеса от вертикальных нагрузок, подшипник установлен на корпусе элехтромотора, а ступица колеса связана с внешним кольцом упомянутого подшипнмха, внешнее и внутреннее кольца которого выполнены соответственно в виде двух элементов, скрепленных болтовым соединением, и, по крайнем мере, двух полуколец.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Яковлев А. H. Конструкция и расчет. электромотор-колес. M., Машиностроение», 1970, с. 26, фиг, 12 (прот тип) .
943019
J0 я-я
Составитель С. Белоусько
Редактор С. Запесочный Техред Т.Маточка !<орректор . .Огар
Заказ 4979/21 Тираж 718 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5
Филиал ППП "Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4