Подвеска сиденья транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советски к
Социалистическик
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗЬЬРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (и)943027 (6! ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 26.12.80 (2l ) 3226446/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 15.07.82. Бюллетень № 26
Дата опубликования описания 15.07.82 (51)М. Кл.
В 60 N 1/02
Воударсткнный комнтет
СССР де делам нзобретеннй н аткрмтнй (53) УДК 629. .1 1 3.042. 2 (088.8) б
Б. И. Кальченко, Е, А. Гречко, С.B. Донде и А. П. Субботеико, (72) Авторы изобретения (7!) Заявитель, (54) ПОДВЕСКА СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТН<ХО
СРЕДСТВА
Изобретение относится к транспортно» му машиностроению и касается сидений транспортных средств, в частности тракторов и сельскохозяйственных машин.
Наиболее близким к изобретению тех5 ническим решением является подвеска си денья транспоотного средства, содержапая связанный с основанием неподвижный кронштейн, соединенный с каркасом сиденья подвижный кронштейн, расположенный 10 б между указанными кронштейнами паралле» лограммный механизм, упругий элемент в виде спиральной пружины, включенной в диагональ параллелограмма посредством качающейся вилки, амортизатор, регулировочное устройство, включающее в себя регулировочный винт, установленный в отверстии резьбовой втулки, смонтированной в оси шарнира параллелограммного механизма, и рукоятку (11.
В известной подвеске сиденья ре.гулировка по массе пользователя произвидится вращением регулировочного элемента, а регулировка сиденья по высоте - вращением реэьбовой втулки.
Недостатком укаэанной подвески является неудобство регулировки, вызванное проворачиванием резьбовой втулки при вращении регулировочного элемента иэ-оа трения торцевых поверхностей втулки и головки регулировочного элемента и больших осевых усилий, в результате чечего происходит изменение положения сиденья по высоте . В связи с этим цриходиться производить pex óëèpîâêó обеими руками: одной - придерживая рукоятку регулировки по высоте, а другой вращая регулировочный элемент для регу лировки затяжки пружииы по массе.
Кроме того, рукоятка в известной цодвеске связана с подвижным кронштейном и при ходе подвески может задевать ноги пользователя сиденьем.
IIemü изобретения - повышение удобст ва регулировки сиденья путем остществлэния одной рукояткой поочередно регулиров943027 ки сиденья по высоте и в зависимости от массы пользователя.
Эга цель достигается тем, что регулировочный винт и резьбовая втулка снабжены на одноименных KoHIlax фланцами, 5 выполненными с пазами, а рукоятка выполнена с овальным отверстием для поперечного перемещения ее относительно регулировочного винта и снабжена закрепленными на рукоятке, в зоне расположе- 10 ния большей оси указанного отверстия соединительными элементами для поочередного взаимодействия с пазами флан . цев регулировочного винта и резьбовой втулки, при этом между фланцами уста« is новлен упорный подшипник.
Кроме того, для исключения вертикального перемещения рукоятки при ходе подвески, упомянутая ось шарнира параллело-. граммного механизма связана с указан- vpO ным неподвижным кронштейном, На фиг. 1 изображена предлагаемая подвеска сиденья, продольный разрез; на
: фиг. 2 — то же, вид спереди с частичным разрезом, на фиг. 3 - регулировочное уст-25 ройство подвески сиденья, аксономегричеокая . проекция.
Подвеска сиденья транспортного средI ства содержит связанный с его основа, нием неподвижный кронштейн 1, соеди- ЗЕ ненный с каркасом сиденья подвижный кронштейн 2, расположенный между кронштейнами параллелограммный механизм, образованный верхними рычагами 3 и нижними рычагами 4.
В большую диагональ параллелограмма включен упругий элемент в виде спиральной пружины 5, установленной в качающейся вилке 6, снабженной резиновыми упорами 7.
Регулировочное устройство включает .в себя регулировочный винт 8, установ ленный в отверстии везьбовой втулки 9, смонтированной в качающейся оси 10 параллелограммного механизма, упорную резьбовую шайбу 11 и рукоятку 12.
Рукоятка 12 выполнена с овальным отверстием "а" и снабжена закрепленными в зоне расположения большей оси этого отверстия соединительными элементами в виде штифгов 13 и 14, расположенных диаметрально.
Регулировочный винт 8 имеет фланец
15 с пазами .б, а реэьбовая втулка 9 -, фланец 16 с пазами "в", при этом винт 8 >> установлен в отверстиии качающейся вил» ки 6. Между фланпем 15 винта и фланцем
16 втулки установлен радиально упорный подшипник 17, снижающий усилия на рукоятке. Подвеска снабжена также гидравлическим амортизатором 1 8.
При посадке пользователя на сиденье его вес через рычаги 3 и 4 передается пружине, включенной в диагональ параллелограммного механизма. Под нагрузкой расстояние между осями по диагонали параллелограмма стремится увеличится..
Зтому препятствует пружина 5, один конец которой упирается в качающу1ося вилку 6, а другой конец - в упорную шайбу 11, установленную на регулировочном винте 8. При полном динамическом ходе жесткие удары воспринимаются резиновыми упорами 7, а амортизатор 18 обеспечивает ускорение затухания колебаний.
Для расположения пользователей в статическом положении на определенной " высоте от основания сиденья производится регулировка усилия затяжки пружины в зависимости от массы пользователя вращением регулировочного винта 8 рукоя1кой 12. Для пользователей с большой маосой затяжка пружины увеличивается.
Регулировка подвески с;иденья по высоте в зависимости от роста пользователя производится вращением резьбовой втулки
9. При ее эавинчивании большая диагональ
I параллелограммного механизма увеличивается и сиденье опускается, .при завинчивании резьбовой втулки осуществляется подъем сиденья.
Для регулировки сиденья в зависимооти от массы пользователя рукоятку 12
rlepeMeBN1oò по вальному пазу а перпендикулярно оси винта 8 до взаимодействия штифга 13 с пазом "б" фланца 15, чем обеспечивается увеличение затяжки пружины 5 при вращении рукоятки 12 по часовой стрелке для пользователей большего веса и уменьшение затяжки пружины при вращении рукоятки против часовой стрелки - для пол ователей меньшего вв . са.
Для регулировки сиденья по высоте вращением рукоятки 1 2 штифг 1 3 выводятся иэ паза "б" фланца 15, а штифг 14 вводится в паэ "в" фланца 16 реэьбовой втулки 9. При этом происходит вращение последней. При завинчивании втулки 9 сиденье опускается, при вывинчивании поднимаетея. Конфигурация пазов "б" и
"в" обеспечивает взаимодействие с ними штифгов при вращении рукоятки в обе сто роны.
Предлагаемая подвеска сиденья обеспечивает повышение удобства регулировки
5 943027 сиденья за счет обеспечения возможности п осуществления одной рукояткой поочеред- б но регулнровок сиденья по высоте и в завИсимости от массы пользователя.
Формула изобретения
1. Подвеска сиденья транспортного средства, содержащая связанный с основанием неподвижный кронштейн, соединенный с каркасом сиденья подвижный кронштейн, расположенный между указанными кронштейнами параллелограммный меха— низм, упругий элемент в виде спиральной 1 пружины, включенной в диагональ параллелограмма посредством качающейся вилки,амортизатор, регулировочное устройство, включающее в себя регулировочный винт, установленный в отверстии резьбовой втулки, смонтированной в оси шарнира параллелограммного механизма, и рукоятку, отличающаясятем, что, с целью повышения удобства регулировки сиденья путем осуществления одной рукояткой поочередно регулировки сиденья по высоте и в зависимости от массы ользователя, регулировочный винт и резь овая втулка снабжены на одноименных., онцах фланцами, выполненными с фигурными пазами, а рукоятка выполнена с овальным отверстием для поперечного перемещения ее относительно регулировочного винта и снабжена закрепленными на рукоятке в зоне расположения большей оси указанного отверстия соединительными элементами для поочередного взаимодействия их с пазами фланпев регулировочного винта и резьбовой втулки, при этом между фланцами установлен упорный подшипник.
2. Подвеска по п. 1, о т л и.ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения удобства пользования путем исключеиия вертикального перемещения рукоятки при ходе подвески, упомянутая ось шарнира параллелограммного механизма связана с указанным неподвижным кронштейном.
Источники информации, . принятые во внимание при экспертизе
1. Каталог запасных частей трактора
Т-1 50К, Харьков, Прапор", 1972, с. 137 (прототип),