Вагонетка
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советсиык
Социалистических
Реслублыи
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ . СВИДЕТЕЛЬСТВУ (п)943056 (6l ) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 06.11.80 (21) 3221215/27-11 с присоединением заявки М (23)Приоритет(51)М. Кл.
В 610 11/00
9аударстмивй канитет
СССР ао двави азобрвтенкк и етарыткк
ОпУбл коваио 15 07 82 Бюллетень № 26 (53 ) Уд К 625. 242..5 (088.8) Дата опубликования описания 15.07.82 (72) Авторы изобретения
ll. В. Деноак, П. В, Сахаров и И. В. Нестеренко
Специальное конструкторско-техноложческ (71) Заявитель Главтоннельметростроя Министерства трап строительства
„бюро портнот о" (54 ) ВАГОНЕТКА
Изобретение относится к транспорту, предпочтительно используемого в шахтных условиях.
Наиболее близким решением к предлагаемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату явпяета ся вагонетка, содержащая кузов, смонтированный на раме с возможностью поворота в поперечной вертикальной плоскости посредством механизма поворота, включающего в себя дугообразные зубчатые элементы, закрепленные соответственно на торцовых стенах кузова и на раме, находящиеся попарно в зацеплении 1), 15
Недостатками таких вагонеток является то, что под действием силы тяжести кузова постоянно стремится повернуться либо в исходное транспортное положение, либо -в сторону разгрузки, т.е. система 2о кузов-рама является геометрически изме- няемой. Вследствие этого, управлять щи» цессом разгрузки можно только путем непрерывного внешнего воздействия на кузов, что существенно снижает эксплу- атационную надежность вагонетки, так как при случайном прекращении внешнего воздействия неизбежно самопроизвольное движение кузова.
Цель изобретения - повышение эксплуатационной надежности вагонетки путем обеспечения устойчивости в процессе разгрузки.
Поставленная цепь достигается тем, что механизм поворота кузова снабжен приводным водилом, концы которого шар- нирами соединены соответственно с кузовом и рамой, и фиксатором положения кузова, при этом оси шарниров расположены в соответствующих центрах окружностей, описываю щх дугообразные элементыы.
Кроме того, фиксатор выполнен в аиде самотормоэящей червячной передачи, элементы которой смонтированы иа раме и кузове.
56 ф объединены в один узеп - червячную передачу. Однако могут быть и другие технические решения, в которых указанные привод и фиксатор будут являться отдельными самостоятэпьными узлами.
Возможность геометрической неизменяемости системы кузов-рама-водило обеспечивает фиксацию кузова вагонетки при любом взаимном расположении эпементов системы без участия внешнего воздействия путем наложения жесткой связи между водилом и рамой. Практически это обеспечивает возможность управпения процессом разгрузки кузова независимо от попожения его центра тяжести, исключая самопроизвольное движение кузова как с материалом, так и без него, что существенно повышает надежность использования вагонетки.
Формула изобретения. 1. Вагонетка, содержащая кузов, смонтированный на раме с возможностью поворота в поперечной вертикальной плоскос ти посредством механизма поворота, включающего в себя дугообразные зубчатые элементы, закрепленные соответственно на торцовых стенах кузова и на раме и находящиеся попарно в зацеплении, о ти и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности путем обеспечения устойчивости в процессе разгрузки, механизм поворота кузова снабжен приводным водипом, концы которого шарнирами соединены соответственно с кузовом и рамой, и фиксатором положения кузова, при этом оси шарниров расположены s соответствующих центрах окружностей, описывающих дугообразные эпементы.
2. Вагонеткапоп, 1, отли чающ а я с я тем, что указанный фиксатор выпопнен в виде самотормозяшей червяч» ной передачи, элементы которой смонтированы на раме и кузове, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Заявка Японии % 34-3858, кл. 79А-23l.4, опублик. 1959 (прототип,).
3 9430
На фиг. 1 изображена вагонетка, общий вид; на фиг. 2 - вид А -на фиг. 1 на фиг. 3 - разрез Б«Б на фиг, 2.
Кузов 1 вагонетки посредством осей
2 соединен с верхними концами приводного водила 3. Основание водила 3 снабжено осями 4, сидящими в подшипниках 5 рамы 6 вагонетки. Таким образом, приводное BOAHllo 3 посредством указанных осей 2 и 4 соединено соответст- щ венно с кузовом 1 и рамой 6.
Между торцовыми стенками кузова 1 и водипом 3 расположены другообразные зубчатые элементы 7 и 8, которые совместно с приводным водилом 3 образуют 1 механизм поворота в поперечной вертиt кальной плоскости кузова 1 относитеиь» но рамы 6. Необходимым условием работы этого механизма является распопожение осей 2 и 4 в центрах окружностей, и описывающих дугообразные эпементы 7 и 8.
Приводом водила 3 и фиксатором попожения кузова служит сектор червячного копеса 9, закреппенный на водиле 3 и находящийся в постоянном зацеппении с 2 червяком 10, установленным на раме 6 вагонетки.
Работа осушествпяется спедующим образом.
При вращении червяка 10 в заданном З© направлении посредством, например, пнев матического инструмента сектор червячного колеса 9 поворачивает водило 3 в требуемую сторону, При этом дугообразный зубчатый элемент 7 кузова 1, нахо35 дясь своей выпуклой частью s постоянном зацеплении с выпуклой частью дугообразного эпемента 8 рамы 6 и, обкатываясь по нему, поворачивает кузов 1 . на осях 2, смещая их в ту же сторону
40 по дуге, радиус которой равен сумме радиусов дугообразных эпементов 7 и 8.
При вращении червяка 10 в обратном направлении кузов 1 возвращается в исходное попожение. Аналогично осуществляется поворот кузова 1 в противоположную
4% сторону.
При снятии внешнего воздействия приводное водило 3 зафиксируется в заданном попожении. Эта фиксация обеспечивается самотормозяшей червячной передачей. ®
В данном конкретном конструктивном. выпопнении привод водила 3 и фиксатор
943088
Составитеиь Е. Макрович
Редактор С. Запесочный Техред М.Надь Корректор А. Гринденко
Заказ 4985/23 Тираж 542 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по депам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Фипиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4