Транспортное средство и способ изменения направления его движения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е ()943065

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социалистические

Республик (61) Дополнительное к авт. свнд-ву (22)Заявлено 08 . 1 О. 80 (21) 324461 1/27- 1 1 с присоединением заявки М (23) Приоритет (5l)M. Кл.

В 62 О 11/00 евщФарстееккый квмктет

СССР вв делан кмбретенкй в втерыткЯ (53) УДК 629 °

° 113. 014. 5 (088.8) ОпУбликовано15. 07. 82. Бюллетень 26

Дата опубликования описания 15. 07. 82 (72) Авторы изобретения

В.К. Мишкинюк и B.È. Кучеренко (7I ) Заявитель (54) ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО И СПОСОБ ИЗМЕНЕНИЯ

НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО ДВИЖЕНИЯ 1

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к колесным транспортным средствам, осуществляющих поворот путем создания на колесах тяговых усилий, направленных в

5 противоположные стороны относительно центра опорного многоугольника машиНЫ е

Известно транспортное средство, содержащее раму с поворотными колесами. Поворот. этого транспортного средства осуществляется путем предварительного разворота крайних колес в положение, когда плоскости их дисков станут касательными к траектории движения укаэанных колес при повороте машины, вращение колес левого и правого бортов в противоположных направлениях и последующего разворота zo крайних колес в номинальное положение для прямолинейного движения Pj .

Недостатком этого транспортного средства является необходимость ис2 пользования специальных устройств для предварительного разворота колес и возвращения их в нормальное положение ° Кроме того, выполнение операций предварительного разворота колес и возвращения их,в нормальное положение ,требует дополнительного времени. Это усугубляется в случае, если разворот колес выполняется последовательно, например, с целью исключения скатывания машины под уклон при повороте на склоне. Недостатком способа является также и повышенное энергопотребление иэ-за наличия операций разворота колес перед поворотом машины и после него, поскольку колеса приходится разворачивать с малым радиусом, характеризуемым большим моментом сопротивления повороту самого колеса.

Известно также транспортное средство, содержащее раму с неповоротными колесами и механизм привода их вращения (2) .

943065 Ю

Известен также способ изменения направления движения транспортного средства, заключающийся в том, что изменяют направление вращения части колес на противоположное и производят поворот транспортного средства на месте относительно центра, лежащего на продольной его оси внутри опорного контура (2).

Недостатком известного транспортного средства и способа изменения направления его движения является то, что они могут быть использованы лишь при соотношениях

К=- 1,1

В где L - база транспортного средства;

В - колея транспортного средства.

При этом крайние колеса по колее удалены от поперечной плоскости, проходящей через центр поворота на расстояние, меньшее и равное 0,55 ширины машины, что соответствует удалению центра колеса от центра поворота на расстояние, равное примерно 0,75 ширины колеи.

Цель изобретения - улучшение маневренности транспортного средства и повышепие ее тяговых возможностей при повороте.

Указанная цель достигается тем, что колеса, удаленные от центра поворота на расстояние 9 ) 0,75 В, где 6 - расстоянйе от центра поворота до оси колеса;

 — колея транспортного средства, выполнены сферическими и установлены с воэможностью вращения их в плоскостях, параллельных продольной и поперечной плоскостям симметрии транспортного средства.

10 !

И

° 6

Причем осуществляют вращение каждого сферического колеса относительно оси, расположенной в секторе, образованном линиями, проведенными вдоль транспортного средства по центрам его колес, одного борта, и линией, соединяющей центр данного сферического колеса с центром поворота тренспортного средства, Кроме того принудительное вращение сферических колес производят с угловыми скоростями, пропорциональными их расстояниям до центра поворота Ы3 транспортного средства.

На чертеже представлена схема транспортного средства для осуществления предлагаемого способа поворота.

Транспортное средство содержит раму 1, передние сферические колеса 2, задние сферические колеса 3 и промежуточные колеса 4. Соотношение 1В в данной схеме превышает 1,1. Для осуществления предлагаемого способа поворота, как вариант, используются сферические колеса, характеризуемые воэможностью вращения как в продольной плоскости при прямолинейном дви- . жении, так и в поперечной плоскости при повороте. Сферические колеса располагают на месте колес, удаленных от центра поворота на расстояние, превышающее 0,75 ширины колеи.

Ориентируя одну иэ осей вращения колес в растворе угла, образованного лийиями, проведенными вдоль транспортного средства по щитам его колес, и линиями, соединяющими центры колес с центром поворота, обеспечивается для длиннобазовой машины в процессе поворота оптимальное использование сил тяги колеса. Это обеспечивается тем, что при вращении крайних сферических колес 2 и 3 относи= тельно своих, продольных осей база и колея В как бы меняются местами и отношение момента сил тяги и момента от сил сопротивления повороту колес определяется s данном случае уже величиной, которая для длиннобазовой машины существенно меньше 1, что является показателем хорошей поворотливости машины.

Технико-зкономическая эффективность предлагаемого способа изменение направления движения транспортного средства и устройства для его осуществления обуславли вается .возможностью создания маневренных длиннобазовых машин, база которых существенно превышает ширину колеи, обладающих высокой курсовой устойчивостью и высокой устойчивостью к опрокидыванию.

Формула изобретения

1. Транспортное средство, содержащее раму с неповоротными колесами и механизм привода их вращения, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью улучшения его маневренности, колеса, удаленные от центра поворота на расстояние Р > 0,75 В, 5 9430 где Ф - расстояние от центра поворота до оси колеса;

В - колея транспортного средства, выполнены сферическими и установлены с возможностью вращения их в плоскостях, параллельных продольной и поперечной плоскостям симметрии транс- портного средства.

2. Способ изменения направления движения транспортного средства по 1о и. 1, заключающийся в том, что изме4 яют направление вращения части колес

4а противоположное и производят по;ворот транспортного средства на месте относительно центра, лежащего на про- >s дольной его оси внутри опорного контура, отличающийся тем, что осуществляют вращение каждого сферического колеса относительно оси, расположенной в секторе, образованном що линиями, проведенными вдоль транс65 6 портного средства по центрам его колес, одного борта, и линией, соединяющей центр данного сферического колеса с центром поворота транспортного средства.

3. Способ по и. 2, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения тяговых возможностей транспортного средства при повороте, принудительное вращение сферических колес производят с угловыми скоростями, пропорциональными их расстояниям до центра поворота транспортного средства.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

М 127144, кл. В 62 D 7/20, 1962.

2. Фаробин Я.Е. Теория поворота транспортных машин. М., "Машиностроение", 1970, с. 57-73 (прототип) .

ВНИИПИ Заказ 4986/2.3

Тираж 682 Подписное

Филиал ППП "Патент", г.ужгород,ул.Проектная,4