Подшипниковый узел турбокомпрессора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
„,Я43437
Оп ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскик
Социалистических
Реслублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 11.12.80 (21) 3218218/25-06 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) M Кл з
F 04 D 29/04
Гвсударственныб квмнтет
СССР
Опубликовано 15,07.82. Бюллетень №26
Дата опубликования описания 25.07.82 (53) УДК 621.515 (088.8) Ilo делам нзввретеннй и втнрытнй (72) Автор изобретения
И. П. Богодяж
Челябинский филиал Государственного союзно исследовательского тракторного институ
Эти. (71) Заявитель (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ГУРБОКОМПРЕССОРА
Изобретение относится к турбостроению и может быть применено в подшипниковых узлах турбокомпрессоров.
Известен подшипниковый узел турбокомпрессора, содержащий корпус с установленной в нем втулкой, охватывающей вал и имеющей с внутренней стороны продольные канавки и расположенную между ними маслораспределительную цилиндрическую полость, а со стороны торцов — радиальные выемки, сообщенные с маслосливной полостью и через продольные канавки с маслораспределительной полостью (1).
Недостатком такого узла является низкая надежность при работе в режиме пуска турбокомпрессора, когда система смазки еще не заполнена маслом.
Цель изобретения — повышение надежности подшипникового узла. . Указанная цель достигается тем, что во втулке выполнены каналы, дополнительно сообщающие канавки и выемки с нижней частью маслораспределительной полости.
Ось маслораспределительной полости расположена эксцентрично относительно оси вала с образованием контактной зоны между последним и верхней частью втул2 ки, а плоскость, проходящая через эти оси, расположена относительно вертикальной плоскости под углом, не.превышающим 90, и смещена против вращения вала.
На фиг. 1 изображен подшипниковый узел турбокомп рессор а, продольный разрез; на фиг. 2 — то же, поперечный разрез.
Узел содержит корпус 1 с установленной в нем втулкой 2, охватывающей вал 3. Втулка 2 имеет с внутренней стороны продольные канавки 4, между которыми расположена маслораспределительная цилиндрическая полость 5. Со стороны торцов втулка имеет радиальные выемки 6, сообщенные с маслосливной полостью 7 и через продольные канавки 4 — с маслорас>5 пределительной полостью 5. Во втулке 2 выполнены каналы 8, дополнительно сообщающие канавки 4 и выемки 6 с нижней частью маслораспределительной полости 5.
Ось 9 маслораспределительной полости расположена эксцентрично относительно оси вала 10 с образованием контактной зоны 11 между валом 3 и верхней частью втулки.2.
Плоскость Б — Б, проходящая через оси 10 вала 3 и ось 9 маслораспределительной полости 5, расположена относительно верти943437
3 кальной плоскости  — В под углом *, не превышающем 90 и смещена против вращения вала 3.
Подшипниковый узел работает следующим образом.
При запуске турбокомп рессора в радиальных выемках 6 возникает разрежение, под действием которого зарезервированное от предшествующего запуска масло в нижней части маслораспределительной полости 5 по каналам 8 поступает на смазку в нижние продольные канавки 4 и радиальные выемки 6. Кроме того, вращение вала 3 в маслораспределительной полости 5 способствует подсасыванию воздуха в маслораспределительную полость. При этом образуется масловоздушная смесь, нагнетаемая к поверхностям трения подшипникового узла. Так подшипниковый узел работает с ограниченной смазкой в первые моменты после запуска до тех пор, пока в системе смазки турбокомпрессора не появится избыточное давление масла.
Конструкция подшипникового узла позволяет повысить надежность и срок службы турбокомпрессора.
Формула изобретения
1. Подшипниковый узел турбокомпрессора, содержащий корпус с установленной в нем втулкой, охватывающей вал и имеющей с внутренней стороны продольные канавки и расположенную между ними маслораспределительную кольцевую полость, а со стороны торцов — радиальные выемки, сообщенные с маслосливной полостью и через продольные канавки с маслораспределительной полостью, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, во втулке выполнены каналы, дополнительно сообщающие канавки и выемки с нижней частью маслораспределительной полости.
2. Узел по п. 1, отличающийся тем, что ось маслораспределительной полости расположена эксцентрично относительно оси вала с образованием контактной зоны между последним и верхней частью втулки, а плоскость, проходящая через эти оси, расположена относительно вертикальной плоскости под углом, не превышающим 90, и смещена против вращения вала. го
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Симсон А. Э. Турбоподдув высокооборотных дизелей, М., «Машиностроение», 1976, с. 173.
943437
Составитель P. Данилов
Редактор А. Гулько Тех ред A. Бойкас Корректор В. Синицкая
Заказ 5070/42 Тираж 678 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий!
l3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП <Патенть, г. Ужгород, ул. Проектная, 4