Устройство для оценки профессиональной пригодности радиотелеграфистов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик и >943815 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 160980 (21) 2983649/18-24 (5 3 ) N. Кл.

G 09 В 19/26 с присоединением заявки №

1ааудерственный камитет (23) Приоритет ао делам нзабретеннй н атнрытнн

Опубликовано 150782. Бюллетень № 26

Дата опубликования описания 150782 53) УДК.681.З. .071(088.8) (72) Авторы изобретения

H.È.Êóäðÿøîâ и А.Ю. Чижов (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПРИ ГОДНОСТИ РАДИ ОТЕЛЕ ГРАФИ СТО В

Данное устройство оценивает пригодность испытуемых к обучению приему телеграфных сигналов на слух путем определения пределов различия испытуемым тона (частоты ) и силы звука, но не позволяет определить устойчивость слуховой памяти при приеме телеграфных сигналов в условиях интерференции.

Изобретение относится к психофизиологическом тренажу человека, в частности к устройствам для профессионального отбора, и может быть использовано для отбора обучению на радиотелеграфиста в учебных заведениях.

Известно устройство, содержащее звуковой генератор, ключ, смеситель, аттенюатор, электроакустический преобразователь, два блока переключения и фиксации параметров, блок памяти, блок режимов работы, генератор помех и блок ручного управления (1).

Известно также устройство, содержащее блок управления, узел отображения, узел ввода ответа, блок сравнения, узел регистрации, узел меток времени и временной задержки и кольцевой рас5 пределитель (2 1.

Это устройство, обладая повышенными дидактическими возможностями тренажа, не позволяет определить у поступающих в учебные заведения по подготовке радиотелеграфистов устойчивость слуховой памяти при приеме телеграфных сигналов на слух, что снижает эффективность отбора.

Наиболее близким к изобретению является устройство, содержащее блок управления, блок программ, соединенный с шифратором, датчик кода Морзе, zo блок сравнения, входы которого соединены с выходами блоков клавиатуры и управления, а выходы - с блоками учета результатов работы и индикации, а также датчик случайных чисел, бу943815

30 ферное запоминающее устройство и блок управления клавиатурой 13).

Однако данное устройство исполь. зуется при обучении навыкам работы на клавиатурных аппаратах и не позволяет определять устойчивость слуховой памяти при профессиональном отборе обучению на радиотелеграфиста.

Целью изобретения является повышение точности устройства, повышаю- IO щее качество отбора за счет определения устойчивости слуховой памяти при при преме телеграфных сигналов в условиях интерференции.

Поставленная цель достигается тем, Что в устройство, содержащее последовательно включенные блок ввода ответов, блок сравнения и блок регистрации, последовательно соединенные формирователь управляющих импульсов, блок задания программы и информационное табло, а также последовательно включенные формирователь кодов Морзе и электроакустический преобразователь, первый и второй выходы формирователя управляющих импульсов соединены соответственно с вторым и третьим входами информационного табло, а третий выход — с вторым входом блока регистрации, введены распределитель импульсов и блок элементов И, выход которого соединен с вторым выходом блока сравнения, первый вход — с выходом формирователя кодов Морзе, а второй вход - с вторым выходом блока задания программы, под- 3 ключенным ко входу блока ввода ответов, выход блока регистрации соединен с входом формирователя управляющих импульсов и с первым входом распределителя импульсов, второй вход

40 которого подключен к первому выходу формирователя управляющих импульсов, третий и четвертый входы — соответственно к первому и второму выходам блока сравнения, а выход — к второму входу блока задания программы, третий выход которого соединен с входом формирователя кодов Морзе, причем распределитель импульcos содержит последовательно включенные элемент ИЛИ и 0 первый элемент И и последовательно соединенные триггер, инвертор и второй элемент И, выход которого является выходом распределителя, а второй вход — соединен с выходом элемента

ИЛИ, первый и второй входы которого являются третьим и четвертым входами распределителя, первый и второй входы триггера являются соответственно первым и вторым входами распределителя, а выход подключен к второму входу первого элемента И, выход которого является выходом распределителя, а блок задания программы содержит последовательно включенные коммутатор и. шифратор, первый и второй входы и первый и второй выходы которого являются соответственно первым и вторым входами и первым и третьим выходами блока, первый и второй входы и один из выходов коммутатора являются соответственно первым и вторым входами и вторым выходом блока.

На фиг.1 представлена структура устройства; на фиг 2 — схема распределителя импульсов, управляющего программой; на фиг. 3 — схема блока регистрации; на фиг. 4 — схема блока задания программы; на фиг. 5 схема блока ввода ответа.

Устройство для оценки профессиональной пригодности радиотелеграфистов содержит формирователь 1 уп равляющих импульсов; информационное табло 2, 3 задания программы, распределитель 4 импульсов, блок 5 регистрации, формирователь 6 кодов Морзе, блок 7 ввода ответа, блок 8 элементов И, электроакустический преобразователь 9 и блок 10 сравнения.

Распределитель 4 содержит элемент

ИЛИ Il, элементы И 12 и 13, триггер

14 и инвертор 15. Входы элемента ИЛИ

11 и триггера 14 являются входами блока, а выходы элементов И 12 и 13 выходами блока.

Блок 5 регистрации содержит счетчик 16 правильных ответов, счетчик неправильных ответов и узел 18 регистрации испытаний.

Блок 3 состоит из коммутатора 19 (выполнен на переключателях) и шифратора 20, соединенных последовательно.

Блок 7 ввода ответа состоит из последовательно соединенных пульта 21 обучаемого (кнопки, ключа) и формирователя 22 импульсов ответа.

Табло 2 имеет индикаторы "Режим 1

"Режим П" и "Ответ". !

Устройство обеспечивает два режима работы. 8 первом режиме испытуемому предьявляют один знак кода Морзе и он должен его правильно воспроизвести.

Во втором режиме испытуемому предьявляют последовательность знаков кода Морзе, причем длина последователь.

5 9438 ности и зависимости от программы испытаний может меняться. Испытуемый прослушивает всю последовательность, а вопроизводить только первый (B данной последовательности ) знак кода

Морзе.

Устройство работает следующим образом.

При включении кнопки "Пуск (не показана ) в формирователе 1, на вы- 10 ходе 1 появляется сигнал, который включает на табло 2 индикатор "Режим 1 " и переводит триггер 14 распределителя 4 в нулевое состояние.

Одновременно, этот сигнал подключает шифратор 20, который в зависимости от установленных переключателей на коммутаторе 19 выбирает последовательность знаков на электронном датчике кода Морзе формирователя 6.

Первый знак из выбранной последовательности с выхода формирователя

6 поступает на электроакустический преобразователь 9 и через блок 8 на первый вхлд блока 10 сравнения. Блок

8 находится в открытом состоянии, так как на входах коммутатора 19 сигналов нет.

Испытуемый, прослушав предъявленный ему знак кода Морзе, воспроизводит его с помощью ключа (кнопки), установленного на пульте,21,. формиро-, ватель 22 формирует импульсы, длительность которых соответствует принятым в устройстве значениям "точки" или "тире", исправляя тем самым воз35 можные ошибки в нарушении соотношения между "точкой" и "тире", допускаемые испытуемым. Воспроизводимый испытуемым знак с выхода формирователя 22 поступает на второй вход блок 10, при этом, если испытуемый правильно воспроизвел знак, то сигнал появится на первом выходе блока 10, а если неправильно — на втором. Правильные

45 ответы подсчитываются счетчиком 16, а неправильные — счетчиком 17, и подаются на узел 18. Кроме того, сигналы с обоих выходов блока 10 поступают на вход элемента ИЛИ 11. Так как триггер 14 находится в нулевом состоянии, то элемент И 12, подключаемый к выходу триггера 14 через инвертор 15, открыт, а элемент И 13закрыт. Поэтому сигнал с выхода элемента ИЛИ 11 через открытый элемент

И 12 поступает на управляющий вход шифратора 20, который выдает команду на электронный датчик формирователя

15 6

6 для предъявления очередного знака.

Цикл повторяется.

Если испытуемый сделает определенное (например 10) число правильных ответов, то с выхода счетчика 16, соответствующего данному число ответов, снимаетея сигнал, который переведет триггер 14 в единичное состояние, а формирователь - в "Режим II", о чем сигнализирует загорание на табло 2 аналогичного индикатора.

Если за время испытаний, определяемое для " Режима 1" формирователем

1, испытуемый не сможет сделать необходимое число правильных ответов, то испытания прекращаются. С формирователя 1 выдается сигнал о регистрации результатов испытаний.

Во втором режиме формирователь 1 выдает сигнал на выходе 11, который включает на табло 2 индикатор "Режим II", сигнализирующий испытуемому о том, что необходимо работать дальше в новом режиме, и соединяет коммутатор !9 с шифратором 20 также и по второму выходу. С первого выхода коммутатора 29 сигнал поступает на вход шифратора 20. По этому сигналу шифратор 20 вибирает определенный в соот ветствии с установленной программой знак кода Морзе в формирователе б.

Элементы знака с выхода формирователя 6 поступают в электроакустический преобразователь 9 и через элемент запрета 8 - на вход блока 10 сравнения. После снятия сигнала с первого выхода на втором выходе коммутатора

19 появляется сигнал, который переведет блок 8 в закрытое состояние и одновременно заблокирует ключ пульта 21, устраняя тем самым возможность преждевременного ввода ответа испытуемым.Кроме того, этот же сигнад, поступая на вход шифратора 20 в зависимости от программы (длина последовательности устанавливается пере ключателями на коммутаторе 19),произведет снятие с формирователя 6 еще нескольких (например 1,2... ) знаков.

Но эти знаки не запишутся в блок 10 сравнения, так как блок 8 находится в закрытом состоянии, хотя испытуемый их прослушивает. Как только все знаки испытуемому предъявлены, на табло

2 загорается индикатор "Ответ". Испытуемый с помощью ключа пульта 21 воспроизводит ответ, т.е. передает