Прибор для обучения проектированию дорог

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскив

Социалистических

Республик («)943821 (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 17.1180 (21) 3007743/28-12 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Опубликовано 150782. Бюллетень № 26

Дата опубликования описания 15,07.82

G 09 В 25/06

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (33) УДК 744 ° 345 (088 . 8) (72) Авторы изобретения

В.A- Гайдукевич и В.П, Полищук (71) Заявитель

Киевский автомобильно-дорожный институт им. 6 -летц „.;,, --,, Великой Октябрьской социалистической революц и (54) ПРИБОР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЮ ДОРОГ

Иэрбретение относится к учебнонаглядным пособиям, в частности к приборам для наглядного обучения ландшафтному проектированию и увязке дорог с местностью.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является прибор дня обучения проектированию дорог, содержащий .горизонтальную панель со схемой местности, установленные на панели раздвижные стойки и располо- женную на них модель дороги (1).

Недостатком его является .неудобство в пользовании вследствие необходимости длительного времени для установки модели, анализа ее плавности и поиска опытным путем наилучшего сочетания дороги с ландшафтом местности,.громоздкости, большой трудоемкости изготовления.

Целью изобретения является повышение удобства в пользовании.

Указанная цель достигается тем, что -прибор для обучения проектированию дорог, содержащий горизонтальную панель со схемой ьестности, установленные на панели раздвижные стойки и расположенную на них модель дороги, имеет вертикальную панель, установленную на горизонтальной панели перпендикулярно ей, электрические лампы для регистрации проекции модели дороги на вертикальную плоскость, смонтированные на вертикальной плоскости панели, контактные элементы для их включения, расположенные на горизонтальной панели под схемой местности, и осветительные лампы, при этом одна из стоек снабжена регулируемым зажимом, модель дороги выполнена в виде стержня постоянной жесткости, один конец которого жестко укреплен в одной иэ стоек, а другой размещен в зажиме.

Одна из осветительных ламп установлена над моделью дороги, а дру— гая сбоку, вдоль нее.

Он имеет съемные обручи элиптической формы, горизонтально расположенные на стойках.

На чертеже изображена схема прибора для обучения проектйрованию дорег.

Прибор. для обучения проектированию. дорог содержит горизонтальную панель 1 со схемой местности 2, вертикальную панель 3, установленную на горизонтальной панели 1 перпендикулярно ей, установленные на ro943821 риэонтальной панели раздвижные стойки 4 и 5 с регулируемым зажимом на стойке 4, расположенную на них модель дороги б, выполненную в виде стержня постоянной жесткости, один конец которого жестко закреплен . 5 н стойке 5, а другой размещен в зажиме стойки 4, и съемйые обруч 7 и 8 эллиптической формы горизонтально расположенные на стойках 4 и 5.

Для регистрации проекции модели дороги на вертикальную плоскость 3 установлены электрические лампы 9 сбоку модели дороги, вдоль нее, а для регистрации на горизонтальную плоскость установлены электрические лампы 10 над моделью.

Тень 11 на схеме соответствует плану участка дороги, а тень 12 продольному профилю дороги. Светящаяся линия 13 соответствует профилю земли по выбранному плану трассы.

Для закрепления модели дороги 6, выполненной в виде стержня, смонтировано эажимное устройство 14.

Прибор для обучения проектированию дорог работает следукщим образом.

На поле 15 панели 1 накладывают схему местности 2, а на поле 1 б панели 3 — кальку 17. Конца модели дороги б путем .перемещения по стойкам 4 и 5 устанавливают в соответствии с вычисленным проектным положением. Затем включают лампу 10 и модель дороги б изгибают приложенным вдоль продольной оси усилием таким образом, чтобы отбрасываемая моделью 35 б тень 11 занимала наиболее приемлемое положение на схеме местности

2, исходя иэ ситуации и рельефа местности. По контуру тени ll на схеме местности 2 прочерчивают тон- 40 кую линию. Затем убирают схему и последовательно нажимают кнопку поля

15, иа которые упала тень, при этом на поле 16 последовательно загораются лампы, соответствующие нысотному 45 положению нажатой кнопки.

В конечном mere на кальке 17 обозначится светящаяся линия 13, когОраа соответствует профилю земли по выбранному плану трассы. Светящуюся линию прочерчивают на кальке черным карандашом. После чего включают лампу 9 и отбрасываемую на панель 3 от модели 6 тень очерчивают красным карандашом на кальке 17. Полученная пиния соответствует продольному профилю дороги. По взаимному положению красной и черной линий на кальке оценивают степень сочетания выбранного варианта дороги с рельефом местности.

При неудовлетворительном решении корректируют пространственное положение модели б, изгибая ее в нужном направлении и процесс моделирования повторяют сначала. для поиска оптимального сочетания дороги с ландшафтом местности достаточно 2-3 попытки.

Предлагаемый прибор обеспечивает неограниченный перебор вариантов пространственного положения модели, имитирующей трассу дороги, что позволяет добиться плавности трассы и должного сочетания ее с ландшафтом местности, учета устойчивости склонон, загрязнения нодотоков, сокращения растительности, устранения громоздкости прибора до размеров письменного стола, сокращения обслужинающего персонала при сокращении времени моделирования.

Формула изобретения

1. Прибор для обучения проектированию дорог, содержащий горизонтальную панель со схемой местности, установленные на панели раздвижные стойки и расположенную на них модель дороги, отличающийся тем, что, с целью повышения удобства в пользовании, он имеет вертикальную панель, устанонленную на горизонтальной панели перпендикулярно ей, электрические лампы для регистрации проекции модели дороги на вертикальную плоскость, смонтированные на вертикальной панели, контактные элементы для их включения, расположенные на горизонтальной панели под схемой местности, и осветительные лампы, при этом одна из стоек снабжена регулируемым зажимом, модель дороги выполнена в виде стержня постоянной жесткости, один конец которого жестко укреплен н одной из стоек, а другой размещен в зажиме.

2. Прибор по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что одна иэ осветительных ламп установлена над моделью дороги, а другая — сбоку, вдоль нее.

3. Прибор по и. 1 и 2, .о т л ич а ю шийся тем, что он имеет съемные обручи эллиптической формы, горизонтально расположенные на стойках, 1

Источники информации, принятые но внимание при экспертизе

1. Бабков В.Ф. Ландшафтное проектирование автомобильных дорог. М., Транспорт, 1980, с. 175.

943821

Составитель В. Ермашов

Редактор М. Недолуженко Техред M. Надь Корректор М. Шароыи

Эаказ 5119/61

Тираж 472 Подп ис кое

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35; Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r . Ужгород, ул. Прое ктн ая, 4