Электропривод переменного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

А.Г. давиденко, В.И. Лобов, Н.Г. Паришкура, С,К. Рухленко и П.E. Петров (72) Авторы изобретения.с

Всесоюзный научно-исследовательский н проект оконструкторский институт по автоматизированно4 электроприводу в промышленности, сельском хозяйстве и транспорте (7I ) Заявитель (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД ПЕРЕМЕННОГО

ТОКА

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для электрического осганова элекгропривода переменного гока.

Известен элекгронривод переменного

5 гока, содержаший асинхронный электродвигатель, гнристорный коммутатор в фазах электродвигателя и блок управления гирисгорами коммутатора P1)

Однако в известном устройстве под.— питка обмоток электродвигателя однополупернодным выпрямленным током не обеспечивает эффективного торможения, а при малом статическом моменте íà валу не приводит даже к остановке электродвигателя.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому оезультату являегся элекгропривод пере« менного гока, содержащий трехфазный 20 асинхронный элекгродвигагель, гиристорный коммутатор в фазах стагорной обмотки, шунтируюший гирис гор, узел синхронизации, выполненный на трансформаторе, систему импульсного фазового управления и блок управления гиристорами коммутатора (2$

Однако это устройство обладает тем недостатком, что применение шунгирующего тиристора, включенного паралельно двум обмоткам двигателя для создания режима динамического торможения, приводит к образованно коротких замыканий, как при работе устройства гак и, особенно, при его наладке, когда для увеличения быстродействия привода необходимо уменьшить паузу на включение тиристоров, участвующих в пусковых режимах, чт значительно снижаег надежность работы устройства. Кроме того, наличие в устройстве шунтирующегс. тири" тора- значительно увеличиваег его массо--габаритые показатели и стоимость, с

Цель изобретения — повышение надежностии. работы элек гропривода.

Указанная цель достигается. тем, что в электропривод переменного гока, содержащий трехфазный асинхронный элек3 94403 тродвигатель, тиристорный коммутатор в фазах статорной обмотки электродвигателя, доследоцательно соединенные блок управления тиристорами коммутатора, блок импульсно-фазового управления и блок синхронизации, входы которого подключены к соответствующим входам ти- . ристорного коммутатора, введены блок формирования импульсов по ЭЙО двигателя и D-триггер„выход которого под- 1О ключен к разрешающему входу блока уп- равления тиристорами коммутатора, а синхронизирующий и информационный вхо ды соответственно соединены с выходом блока формирования синхроимпульсов по

ЭЙС двигателя, входы которого подклю, чены к фазам статорной обмотки электродвигателяя.

На чертеже представлена блок-схема электропривода.

Электропривод содержит трехфазный асинхронный электродвигатель l, в каждую фазу обмотки статора которого включены встречно-паралельно соединенные между собой силовые тиристоры 2 — 7, Сюда же подключен блок 8 синхронизации, выход которого соединен с входом блока 9 импульсно-фазового управления.

Выход блока 9 импульсно-фазового управления подключен нв. вход блока ф0 управления тиристорами коммутатора и на синхронизируюший вход D -триггера l l., выход которого соединен с разрешающим входом блока 10 управления. Выход бло35 ка 10 подключен к управляющим электродам тиристоров 4 и 7, Информационный вход 9-триггера 11 соединен с выходом блока 12 формирования синхроимпульсов по ЭЙС двигателя, входы кото40 рого подключены к обмоткам двигателя

). Блок 11 формирования синхронмпульсов по ЭДС дви1.ателя состоит из трех токоограничивающих резисторов 13, 14 и 15, диодного оптрона 16, усилителя45 инвертора 1? и однофазного моста, состоящего из диодов 18 — 21. Анод диода

18 подключен к катоду диода 21 и токоограничиваюшему рез стору 15, анод диода 19 и катод диода 20 - к резистору 13, а общая точка соединения анодов

50 диодов 20, 21 и,катода светодиода диодного оптрона 16 подключена к резистору 14. Причем другие выводы резисторов

13, 14 и 15 подключены к обмоткам . двигателя 1, а катоды диодов 18 и 19 однофазного моста подключены к аноду светодиода диодного оптрона 16. Фотодиод диодного оптрона 16 подключен.к

4 ф входу усилителя-инвертора 17, выход которого подключен к информационному входу триггера 11, С. помощью силовых тиристоров 2 --7 осуществляется подключение обмоток двигателя l. к питающей сети. Блок 8 синхронизации выделяет синхронизирующие импульсы для блока 9 импульсно-фазового управления, с помощью которого регулируется интенсивность торможения путем изменения угла управления тиристоров 4 и 7. Триггер

ll определяет совпадение по фазе напряжения сети и ЭЙС двигателя и.выдает разрешение на прохождение импульсов управления с выхода блока 9 импульснофазового управления на управляющие электроды тиристоров 4 и 7. B блоке 10 управления тиристорами комутатора находится выдержка времени торможения, которая по истечении времени торможения запрещает прохождение импульсов управления на управляющие электроды тиристоров 4 и 7. Блок 12 формирования синхроимпульсов по ЭЖ двигателя выделяет синхронизирующие импульсы ЭДС двигателя для определения электромагнитного состояния двигателя.

Устройство работает следующим образом.

При подаче сигнала "Торможение блок 10 прекращает подачу импульсов управления на управляющие электроды тиристоров 2 — 7, которые закрываются и двигатель 1 отключается от питающей сети. В процессе выбега в обмотках статора двигателя 1 наводится ЭЙС двигателя под действием остаточного магнитного потока, Блок 11,формования . синхро щпульсов по ЭДС двигателя вйделяет из ЭЙС двигателя импульсы длительностью 60 эл. град. когда отсутствуют положительные полуволны фаз А и С.1 т. е. ЭДС фазы через резистор

15 и диод 18, а ЭДС фазы С„через резистор 13 и диод 19 засвечивают светодиод диодного оптрона 16. Сигнал с выхода фотодиода диодного оптрона 16 формируется и усиливается усилителеминвертором 17 и поступает на информационный вход Q -триггера 11. С помощью диодов 20 и 21 создается нулевая точка для сохранения симметрии (точка соединения анодов диодов 20 и 2l., катода светодиода оптрона 16 и резистора 14).

Из линейного напряжения ВС блок 8 синхронизации формирует импульсы по напряжению сети, которые в блоке 9 импульснофазового управления формируются длитель4 ° 6 ляемого выдержкой времени, находящейся в блоке 10, торможение прекращает-. ся.

Таким образом, устройство позволяет за счет введения блока формирования синхроимпульсов по ЗЙС двигателя и

D -триггера выделять только тормозные моменты и тем самым обеспечить торможение без применения дополнительного шунтирукяцего тирис тора. роме того, исключение силового шунтируюшего тиристора упрощает устройство, повышает надежность его работы эа счет исключения воэможности появления коротких замыканий.

Формула изобретения

Электропривод переменного тока, содержащий трехфазный асинхроновый элек- . тродвигатель, тиристорный коммутатор в фазах статорной обмотки электродви-. гателя, последовательно соединенные блок управления тиристорами коммутатора, блок импульсно-фазового управления и блок синхронизации, входы которого подключены к соответствующим входам тиристорного коммутатора, о т л и— ч а ю ш и и с я тем, что, с целью повышения надежности, в неРо введены блок формирования импульсов по ЭДС двигателя и 9-триггер выход которого подключен к разрешающему входу блока управления тиристорами коммутатора, а синхрониэирукеций и информационный входы соответственно соединены с выходом блока формирования сиихроимпульсов по

ЭДС двигателя, входы которого покдлючены к фазам статориой обмотки электродвигателяя, Источники нжформации, принятые во внимание цри экспертизе

1. Петров Л.П. и ар. Асинхронный . электропривод с тиристориыми коммутам торами. М., Энергия, 1970, с, 92.

2. Khacoi В.Г. и др.,Взрывозашашеиный тиристорный электропривод переменного тока. М., «Энергия», 1977, с. 53.

5 94403 постыл 120 эл.град. и в зависимости от требуемой интенсивности торможения могут сдвигаться or 0 до 180 эл.град., Импульсы управления с выхода блока 9 импульс но-фазового управления пос тупа- 5 ют на синхрониэирукяпнй вход О -триггера 11, который работает следующим образом. Если на синхронизируюшем входе импульс управления переходит из состояния логического О в состояние логической "1", то на выходе Q -триггера 11 устанавливается то состояние, что и на - информационном входе.То есть, после отключенияцвигателя от сети импульсы по

ЭДС двигателя смешаются между импуль-15 сами управления (так как меняется частота ЭДС двигателя), ro на выходе 9 -триггера 11 устанавливается сигнал логической "1" в момент, когда на информационном входе присутствует импульс с бло- 2Р ка 12, а на синхронизируюшем входе присутствует передний фронт импульса управления. Сигнал логической "1 -на выходе Q -триггера 11 разрешает блоху

10 включение тиристоров 4 и 7. Последующий импульс управления, проходящий на синхрониэируюший вход триггера 11 возвращает его в исходное состояние, если на информационном входе .присутствует сигнал логического "О". Этот 30 процесс повторяется до нарушения симметрии ЭДС двигателя, вызванной тем, что двигатель подпитывается током только по двум фазам В и С, в связи с чем . ЭДС двигателя фазы A затухает быстрее. 55

При этом результирующий вектор ЭДС фаэ двигателя меняет направление, а импульс по ЭДС двигателя сдвигается на

180 эл.град. и остается в этом положении до окончания торможения, В этом 4р случае на выходе 9 -триггера 11 остается сигнал логической 1, так как передний фронт импульсов управления, проходяших на синхронизируюший вход триггера, все время совпадает с импульсами по ЭДС двигателя, проходящим на информационный вход, в результате чего двигатель продолжает тормозиться однополупериодным выпрямленным током. По истечении времени торможения, опреде»

944034

Составитель E. Перемыслова

Редактор К. Волощук Техред М. Надь Корректор Е. Рошко

Заказ 5147/72 Тираж 721 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делв:м изобретений и открытий

113035, Москав, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патейт", r. Ужгород, ул. Проектная, 4